Саму идею приветствуют далеко не все экономисты.
Договор о ЕАЭС предусматривает не позднее 1 января 2025 года создание общих энергетического и финансового рынков, пишет эксперт ИАЦ МГУ Артур Сулейманов. Значит ли это, что в рамках союза будет и единая валюта, задался автор вопросом. Многие эксперты полагают, что обсуждать этот вопрос преждевременно. А иногда даже опасно, поскольку это может затормозить интеграционные процессы.
Полный текст опубликован на официальном сайте ИАЦ.
Слухи об «алтыне» могут распускаться противниками ЕАЭС – эксперты
Сулейманов рассмотрел несколько точек зрения на эту возможность и кратко обрисовал их.
Первая, искусственное форсирование валютной интеграции не отвечает интересам стран ЕАЭС. Единая валюта должна быть конкурентоспособной, ликвидной и приниматься в расчетах с другими государствами. В любом случае страны будут пользоваться той валютой, которая им выгодна для минимизации своих издержек.
Вторая, евразийский союз накапливает свой опыт для введения единого валютного режима и постепенно отказывается от доллара. Уже сегодня на территории государств-участниц ЕАЭС проявляется стремление к переходу на расчеты во внутренних валютах (по некоторым направлениям расчеты на 40-50 % проходят в национальных валютах).
Третья, в валютно-финансовых отношениях стран ЕАЭС важно разработать нормы прямого действия, которые были бы максимально приближены к мировой экономической реальности, и отказаться от декларативности. Также следует учитывать внешние факторы-стрессоры, влияющие на экономическое благополучие организации (пандемия, экономическая гиперконкуренция, издержки регионализации и глобальной кооперации и т. д.).
Валютная интеграция на постсоветском пространстве не столь эффективна, как например, в сфере таможенных процедур.
При этом регулирование валютных отношений в странах ЕАЭС имеет свои особенности
В Белоруссии самый ощутимый государственный контроль над валютными отношениями. Также здесь имеются определенные валютные ограничения.
Самый либеральный валютный режим в Кыргызстане, поскольку
отсутствуют дополнительные ограничения, кроме установленных Национальным банком
В Армении и Кыргызстане у резидентов есть право на валютные процедуры между собой без лимитирования и ограничений. А в остальных государствах ЕАЭС валютные отношения между резидентами запрещены, за исключением отдельно предусмотренных законодательством операций.
В Армении, Кыргызстане и Казахстане предусмотрено совершение валютных операций (процедур) между нерезидентами без каких-либо ограничений. В России в этих вопросах имеются незначительные ограничения,
а в Беларуси установлены особые меры
— В целом следует заметить, что регулирование валютных отношений в странах ЕАЭС имеет свои различия и особенности. При этом особые положения и нормы, связанные с деятельностью объединения,
практически отсутствуют в национальном законодательстве государств,
— утверждает эксперт.
Далее Сулейманов описал три различных сценария валютной интеграции:
А также выделил еще несколько возможных механизмов:
— Полагаю, что работа по формированию Валютного союза евразийского интеграционного объединения должна проходить в сторону унификации имеющихся валютно-финансовых возможностей стран-участниц ЕАЭС. Для этого
необходимо формирование наднационального органа, занимающегося монетарной политикой и регулированием финансово-валютных операций,
— подчеркнул Сулейманов.
Также он выделил факторы эффективности валютного регулирования и контроля.
Следует приблизиться к общим показателям экономического развития стран Евразийского союза. Асимметричность уровней жизни здесь скорее барьер в развитии. Важно обеспечить синхронные экономические процессы.
Выравнивание экономик ЕАЭС важнее «алфавитного вопроса» — эксперт
— Решение вышеуказанных задач неизбежно способствует формированию Валютного союза в рамках ЕАЭС и стабилизации взаимных экономических выгод государств. Но сколько для этого понадобится времени, это уже другой вопрос, — резюмировал автор.