Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Почему положение «Бипек Авто» не вызывает сочувствия казахстанцев?

3558
А. Балушкин. Источник: StanRadar

Да, да, адепты Анатолия Балушкина пытались подавать заявку на митинг (или просто так заявили об этом «на веру»), затем – видимо, стараясь сделать хорошую мину при плохой игре, переформатировали действо в «автопробег». Но так как и на него требовалось разрешение столичных властей, а балушкинцы как всегда «не успели», то и красочного мероприятия не вышло. В конце концов, все закончилось странным воззванием к высшему руководству Казахстана «подумать о народе».

Вечный шторм «Бипека»

По всей видимости, топ-менеджеры и последователи «Бипек Авто – Азия Авто» решили, что раз 15 человек из Усть-Каменогорска в столицу все-таки подъехали, то зачем добру пропадать: соорудили наспех некое подобие массовки, которая, наверное, должна была символизировать этот «народ».

И гендиректор «Азия Авто» Ерик Сагымбаев зачитал довольно куцее сообщение как для прибывших представителей СМИ, так и адресуя его президенту Касым-Жомарту Токаеву и генпрокурору Гизату Нурдаулетову, приуроченное оказывается к тому, что завтра в городском суде Нур-Султана состоится судебный процесс в коммерческих интересах «Бипека» против Министерства индустрии и инфраструктурного развития.

Правда подано это было под соусом… социальной ответственности государства, которое почему-то вместо частных собственников «Бипек Авто – Азия Авто» и самого Анатолия Балушкина (ни много ни мало завсегдатая списка «Форбс Казахстан») должно взять ее на себя и помочь их наемным работникам остаться на плаву.

Нас, кстати, несказанно удивило столь слабое обращение руководства компании в высшие инстанции. На кону вроде как судьба холдинга, а его топ-менеджеры мямлят что-то про слышащее государство и интересы народа, который они приплетают к своему конфликту с уполномоченным органом в силу неисполнения им своих обязательств как хозяйствующего субъекта.

«21 октября в городском суде будет рассматриваться апелляция «Азия Авто» на решение экономического суда. Целью нашего видеообращения и заявленного митинга является привлечение внимания всех заинтересованных органов, включая генеральную прокуратуру и антикоррупционную службу. Президент в своем послании сделал акцент на концепции «Справедливого, слышащего государства». Сегодня мы от лица пятитысячного коллектива группы «Бипек Авто – Азия Авто» и 45 тыс. казахстанцев, подписавших наше обращение на имя президента страны, призываем госорганы услышать свой народ, свое государство и рассмотреть нашу проблему не с формальной точки зрения, а по сущности, с позиции интересов государства – его народа», — заявил Ерик Сагымбаев.

Напомним, что в апреле текущего 2020 года Мининдустрии и инфраструктурного развития прекратило компенсировать затраты предприятия «Азия Авто» в виде преференций от государства в связи со злостным неисполнением компанией взятых на себя обязательств по строительству нового завода в Восточно-Казахстанской области.

Компания в свою очередь как плохой танцор, которому все мешает, постоянно ссылается на причины своих неудач, начиная от вступления Казахстана в ВТО и уменьшения таможенных пошлин на ввоз конкурентов – импортных автомобилей, заканчивая коронавирусом. А нынче пробуя новую версию оправданий: если бы в апреле жестокое Мининдустрии не отобрало у предприятия все государственные префренции, то уже к концу года этот многострадальный завод был бы достроен.

Сам Ерик Сагымбаев показательно проговорился: «Я за 16 лет работы на этом предприятии помню только три года стабильной жизни, когда можно было реально работать, инвестировать и так далее».

Думаем, что государство, которое исправно исполняло свои обязательства перед нестабильным «Бипеком» тут совсем не при чем. Очень похоже, что в холдинге давно начались серьезные кадровые проблемы, особенно на уровне управляющих директоров. Сейчас уже неинтересно насколько «кризис управления» в «Азия Авто» проистекал из личности самого Анатолия Балушкина или возможно бездарными оказались менеджеры, которых он привлекал. Очевидно то, что включи государство вновь преференции (как тот же возврат утилизационного сбора и НДС), это вряд ли уже поможет балушкинцам.

Потому что у них как в позднем советском анекдоте: «Всю систему менять надо!».

Высокомерие и торг «Бипека»

Начнем с того, что бросилось в глаза на этом стихийном сходе, озаглавленном директорами Балушкина как пресс-конференция для СМИ.

Во-первых, это подготовка самих балушкинцев и их реальное отношение к средствам массовой информации.

Вы находитесь в позиции явно проигрывающей стороны. Вам, а не кому-то другому нужно донести свою позицию до широкой общественности. У вас нет диалога с властью, правительством, уполномоченным органом. Вы проигрываете суды.

Если почитать социальные сети, то можно убедиться, что в основном вас, мягко говоря, не любят: не нужно оправдывать это якобы ангажированностью отдельных блогеров, достаточно ознакомиться с комментариями большинства пользователей сети и вы поймете, насколько они презрительны, желчны и ядовиты к вам.

Профессиональные СМИ, если и дают какую-либо картину событий, то или нейтральную или как в случае с вашей стихийной пресс-конференцией, судя по встречным вопросам – даже новостные журналисты теперь уже в курсе ваших провалов и «недообещаний».

И вот в такой ситуации, логично было бы предположить, что раз балушкинцы затевают медийный променад, то это скорее всего будет: актовый зал в каком-то приличном отеле (благо они сегодня стоят пустые, но все еще функционирующие) или конференц-зал в своем офисном помещении, на худой конец – гостиная в отеле или офисе с потрескивающим камином и свитерами с оленями…

Но что мы видим в реальности! Вначале брифинг на шквальном ветру, а затем как крайне нежелательных гостей представителей СМИ держат на пороге собственного здания. При этом куда-то постоянно спешат. Мало того по собственной инициативе прерывают пресс-конференцию, хотя у не поленившихся прийти на этот казус вместо нормального мероприятия представителей столичных и казахстанских изданий, еще оставались вопросы.

Камон, ребята. Это нужно вам, а не тем кто к вам пришел. Если вы этого так до сих пор и не поняли, то нам вас откровенно жалко. Да вы не полчаса, вы могли целый день без потерь изъять из своей ни к чему не ведущей «деловой активности» и посвятить его ответам на любые вопросы.

Если же вы так до сих пор и не осознали силу общественного мнения, влияния средств массовой информации и социальных сетей на нашу жизнь и принимаемые решения, тогда вам лучше просто самораспуститься. Потому что вы так и так не впишетесь в новую реальность.

Во-вторых, что касается очевидных глупостей про то, что деятельность всего «Азия Авто» встала как только МИИР РК отобрал у Балушкина косвенную помощь – возврат утильсбора и НДС и теперь им не на что достраивать завод или того хуже – платить зарплату более 600 рабочим и около 4 тыс. работникам, задействованным в дистрибьюторской сети и сервисном обслуживании по всему Казахстану, то это похоже на шантаж правительства.

Напомним, что компания производит свою продукцию и реализует ее как на рынке внутри республики, так перед ней открыт весь необъятный рынок соседней России. Кто бы что ни говорил про «корыта» и «тазики», но автомобили для нужд населения с достатком ниже «среднего», всегда были и будут востребованы тем самым народом, которым в последнее время весьма активно прикрываются балушкинцы.

Советские люди сочиняли анекдоты про «копейку» и остальной модельный ряд «Жигулей», но все равно исправно на них катались. Более того, приобрести этот автомобиль считалось престижным. К тому же, никто не говорит, что Балушкин и К собирают в наши дни точно такие же «копейки» и «шестерки», прогресс в автосборке пошел далеко вперед. Современные «Лады» хоть и уступают по функционалу западным образцам, но по комфортабельности и экстерьеру, в принципе, могут свободно с ними конкурировать. Добавьте сюда более низкую цену, и вы поймете, что не все так однозначно плохо.

Или хотите сказать, что Балушкин и нанятые им менеджеры так сильно в глубине души ненавидят собственное производство, что считают свою продукцию совершенно неконкурентоспособной нигде: ни в Казахстане, ни в России, ни в странах Центральной Азии.

И потом, что значит: нет денег, если государство не дает. Любой предприниматель – от мала до велика, подтвердит, что, если ты ведешь свой бизнес, могут возникать любые эксцессы: увеличение себестоимости, уход инвесторов, финансовые дыры, кассовые разрывы, да хоть пожары и происки конкурентов. Если основатель, учредитель, акционер – «сердце предприятия» – действительно верит в свой проект, то для него «вставить на время свои деньги» не составит особого труда. Даже вопроса такого не возникнет.

А что мы видим в случае с «Бипек Авто – Азия Авто». Гендиректор компании говорит, что с ноября они вероятно начнут увольнять своих рабочих с «ядра предприятия» — старого завода и как по эффекту домино, увольнения затронут дистрибьюторов и сервисников в филиалах по всему Казахстану.

То есть, нам дают понять, что, либо у Балушкина и партнеров вообще нет денег – перекрыться даже на время (чему не верится) либо они у них имеются, но находятся в другом месте, откуда они совершенно не горят желанием их доставать. То есть, похоже, что сами собственники и акционеры не очень-то и хотят вкладывать свои деньги в предприятие «Азия Авто». То ли они уже в него сами не верят, то ли начинают постепенно его «сливать».

Возможен и третий вариант, недопустимый для нашего правительства. Менеджеры «Бипека» намекают уполномоченному органу, что, в принципе, готовы рассмотреть возможность довложить деньги со стороны акционеров, но только если государство пойдет им навстречу и вернет преференции.

И тогда, может быть, они подумают: вкладывать ли собственные сбережения и накопления, полученные из когда-то чистого дохода компании или все-таки посчитают, что лучшим выходом из ситуации станет – дать предприятию медленно умереть, поддерживая по инерции информационное бурление с лозунгами «нас окружают!» и «враги сожгли родную хату».

Понятно, что в случае, если бипековцами замысливается нечто подобное, то государству в лице того же Мининдустрии играть в эти игры не стоит. Разговор должен быть коротким: мы долгое время помогали вашему холдингу, а взамен не увидели новых обещанных производств и мощностей. Поэтому вначале вы исполняете свои обязательства – на «свои» или привлеченные деньги частных инвесторов достраиваете новый завод и потом мы вновь открываем вам государственную помощь. Иначе власти вполне могут стать жертвой банальной разводки: возместят балушкинцам их текущие затраты в этом году, а в результате не завод получат, а от мертвого осла уши.

Овечья шкура «Бипека»

Бросается в глаза и какое-то необъяснимое влечение топ-менеджмента «Бипек Авто – Азия Авто» к пародии на социализм. Уж такие мохнатые воротилы капиталистического рыночного Казахстана, а все туда же. Кто-то оказывается должен позаботиться о работниках «Азия Авто» и всей его сети, кроме самих Балушкиных.

Наверное, сам Касым-Жомарт Токаев или Аскар Мамин или кто-то из Мининдустрии должны прийти на старый завод в Усть-Каменогорске, собрать вокруг себя рабочих, выслушать их и кто сколько набрал кредитов, из своего кармана помочь погасить.

Как еще иначе воспринимать жалобы гендиректора «Азия Авто» Сагымбаева про чреватую ситуацию на заводе, где многие работники набрали кредитов в безоблачное время и теперь им скорее всего нечем будет расплачиваться с кредиторами.

Ну хорошо, допустим работник автосборочного цеха в областном центре ВКО постучится в кабинет к Сагымбаеву или к самому Балушкину и попросит в трудное время погасить за него кредит, может быть небольшой краткосрочный в 60 тыс. тенге. Что, Сагымбаев или Балушкин так просто согласятся это сделать, чтобы завтра к ним домой тянулась очередь из 4,6 тыс. сотрудников из всех казахстанских подразделений Бипека.

Не погасят, мало того – еще и лекцию прочитают о финансовой грамотности, планировании семейного бюджета и о том, что «сам виноват!».

Вместо послесловия: как помочь «горбатому»?

У бипековцев и Анатолия Балушкина есть одна видимая невооруженным глазом черта, которая в дополнение ко всем их во многом рукотворным ими же самими бедам, тянет их на дно. Между прочим, эта черта встречается в людях, организациях и компаниях не так часто, как о ней могут подумать. Ее можно сформулировать так: «У них имеется талант не вызывать сочувствие».

Обычно все равно в разных конфликтных ситуациях к той или иной противоборствующей стороне относятся по-разному многосложно. Часто к тем, кого так или иначе бьют, возникает эмпатия и некое сопереживание.

Поразительно, но в случае с Балушкиным и К такого вообще не наблюдается. Опять же, мы не знаем почему: то ли дело в личности самого Анатолия Михайловича, то ли в тех людях, которым он доверился и назначил на руководящие посты.

Может это что-то кармическое, когда сами как-бы «жертвы» много грешили, а потом с ними происходят невзгоды, но они в глубине души сознают закономерность и справедливость всего происходящего.

Возможно, они сами понимают, что их действия закономерно привели к такому финалу и не сильно-то и сопротивляются, зная, что объективно находятся на нисходящей траектории. Отсюда все эти стихийные непродуманные брифинги и глупые тексты воззваний, сделанные как будто бы специально.

Еще недавно компания размещала пиар-статьи в ведущих изданиях страны, где декларировала свои главные и нерушимые позиции на рынке, а спустя 2,5 месяца обещает распустить всех своих рабочих, если государство не поможет ей преференциями.

Не видно тех, кто искренне бы сочувствовал бипековцам-балушкинцам. Где, то могучее число подписантов в 45 тыс. человек, которые якобы возмущены суровой позицией государства по отношению к предприятию из Усть-Каменогорска? Что же на митинг или автопробег в их поддержку приехало всего лишь 15 человек…

Судя по тому, что даже совершенно непричастные к автопрому люди пишут в интернете, имидж у компании такой, что ее не жалко – закроется ли она завтра или продолжит влачить существование без поддержки со стороны государства.

Возможно, что тут как в пословице: есть лишь один рецепт, способный помочь «горбатому» встать на путь исправления.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter