Накануне группа компаний «Бипек Авто – Азия Авто» провела в Нур-Султане стихийную пресс-конференцию по итогам то ли несостоявшегося автопробега, то ли не получившегося митинга.
Да, да, адепты Анатолия Балушкина пытались подавать заявку на митинг (или просто так заявили об этом «на веру»), затем – видимо, стараясь сделать хорошую мину при плохой игре, переформатировали действо в «автопробег». Но так как и на него требовалось разрешение столичных властей, а балушкинцы как всегда «не успели», то и красочного мероприятия не вышло. В конце концов, все закончилось странным воззванием к высшему руководству Казахстана «подумать о народе».
По всей видимости, топ-менеджеры и последователи «Бипек Авто – Азия Авто» решили, что раз 15 человек из Усть-Каменогорска в столицу все-таки подъехали, то зачем добру пропадать: соорудили наспех некое подобие массовки, которая, наверное, должна была символизировать этот «народ».
И гендиректор «Азия Авто» Ерик Сагымбаев зачитал довольно куцее сообщение как для прибывших представителей СМИ, так и адресуя его президенту Касым-Жомарту Токаеву и генпрокурору Гизату Нурдаулетову, приуроченное оказывается к тому, что завтра в городском суде Нур-Султана состоится судебный процесс в коммерческих интересах «Бипека» против Министерства индустрии и инфраструктурного развития.
Правда подано это было под соусом… социальной ответственности государства, которое почему-то вместо частных собственников «Бипек Авто – Азия Авто» и самого Анатолия Балушкина (ни много ни мало завсегдатая списка «Форбс Казахстан») должно взять ее на себя и помочь их наемным работникам остаться на плаву.
Нас, кстати, несказанно удивило столь слабое обращение руководства компании в высшие инстанции. На кону вроде как судьба холдинга, а его топ-менеджеры мямлят что-то про слышащее государство и интересы народа, который они приплетают к своему конфликту с уполномоченным органом в силу неисполнения им своих обязательств как хозяйствующего субъекта.
«21 октября в городском суде будет рассматриваться апелляция «Азия Авто» на решение экономического суда. Целью нашего видеообращения и заявленного митинга является привлечение внимания всех заинтересованных органов, включая генеральную прокуратуру и антикоррупционную службу. Президент в своем послании сделал акцент на концепции «Справедливого, слышащего государства». Сегодня мы от лица пятитысячного коллектива группы «Бипек Авто – Азия Авто» и 45 тыс. казахстанцев, подписавших наше обращение на имя президента страны, призываем госорганы услышать свой народ, свое государство и рассмотреть нашу проблему не с формальной точки зрения, а по сущности, с позиции интересов государства – его народа», — заявил Ерик Сагымбаев.
Напомним, что в апреле текущего 2020 года Мининдустрии и инфраструктурного развития прекратило компенсировать затраты предприятия «Азия Авто» в виде преференций от государства в связи со злостным неисполнением компанией взятых на себя обязательств по строительству нового завода в Восточно-Казахстанской области.
Компания в свою очередь как плохой танцор, которому все мешает, постоянно ссылается на причины своих неудач, начиная от вступления Казахстана в ВТО и уменьшения таможенных пошлин на ввоз конкурентов – импортных автомобилей, заканчивая коронавирусом. А нынче пробуя новую версию оправданий: если бы в апреле жестокое Мининдустрии не отобрало у предприятия все государственные префренции, то уже к концу года этот многострадальный завод был бы достроен.
Сам Ерик Сагымбаев показательно проговорился: «Я за 16 лет работы на этом предприятии помню только три года стабильной жизни, когда можно было реально работать, инвестировать и так далее».
Думаем, что государство, которое исправно исполняло свои обязательства перед нестабильным «Бипеком» тут совсем не при чем. Очень похоже, что в холдинге давно начались серьезные кадровые проблемы, особенно на уровне управляющих директоров. Сейчас уже неинтересно насколько «кризис управления» в «Азия Авто» проистекал из личности самого Анатолия Балушкина или возможно бездарными оказались менеджеры, которых он привлекал. Очевидно то, что включи государство вновь преференции (как тот же возврат утилизационного сбора и НДС), это вряд ли уже поможет балушкинцам.
Потому что у них как в позднем советском анекдоте: «Всю систему менять надо!».
Начнем с того, что бросилось в глаза на этом стихийном сходе, озаглавленном директорами Балушкина как пресс-конференция для СМИ.
Во-первых, это подготовка самих балушкинцев и их реальное отношение к средствам массовой информации.
Вы находитесь в позиции явно проигрывающей стороны. Вам, а не кому-то другому нужно донести свою позицию до широкой общественности. У вас нет диалога с властью, правительством, уполномоченным органом. Вы проигрываете суды.
Если почитать социальные сети, то можно убедиться, что в основном вас, мягко говоря, не любят: не нужно оправдывать это якобы ангажированностью отдельных блогеров, достаточно ознакомиться с комментариями большинства пользователей сети и вы поймете, насколько они презрительны, желчны и ядовиты к вам.
Профессиональные СМИ, если и дают какую-либо картину событий, то или нейтральную или как в случае с вашей стихийной пресс-конференцией, судя по встречным вопросам – даже новостные журналисты теперь уже в курсе ваших провалов и «недообещаний».
И вот в такой ситуации, логично было бы предположить, что раз балушкинцы затевают медийный променад, то это скорее всего будет: актовый зал в каком-то приличном отеле (благо они сегодня стоят пустые, но все еще функционирующие) или конференц-зал в своем офисном помещении, на худой конец – гостиная в отеле или офисе с потрескивающим камином и свитерами с оленями…
Но что мы видим в реальности! Вначале брифинг на шквальном ветру, а затем как крайне нежелательных гостей представителей СМИ держат на пороге собственного здания. При этом куда-то постоянно спешат. Мало того по собственной инициативе прерывают пресс-конференцию, хотя у не поленившихся прийти на этот казус вместо нормального мероприятия представителей столичных и казахстанских изданий, еще оставались вопросы.
Камон, ребята. Это нужно вам, а не тем кто к вам пришел. Если вы этого так до сих пор и не поняли, то нам вас откровенно жалко. Да вы не полчаса, вы могли целый день без потерь изъять из своей ни к чему не ведущей «деловой активности» и посвятить его ответам на любые вопросы.
Если же вы так до сих пор и не осознали силу общественного мнения, влияния средств массовой информации и социальных сетей на нашу жизнь и принимаемые решения, тогда вам лучше просто самораспуститься. Потому что вы так и так не впишетесь в новую реальность.
Во-вторых, что касается очевидных глупостей про то, что деятельность всего «Азия Авто» встала как только МИИР РК отобрал у Балушкина косвенную помощь – возврат утильсбора и НДС и теперь им не на что достраивать завод или того хуже – платить зарплату более 600 рабочим и около 4 тыс. работникам, задействованным в дистрибьюторской сети и сервисном обслуживании по всему Казахстану, то это похоже на шантаж правительства.
Напомним, что компания производит свою продукцию и реализует ее как на рынке внутри республики, так перед ней открыт весь необъятный рынок соседней России. Кто бы что ни говорил про «корыта» и «тазики», но автомобили для нужд населения с достатком ниже «среднего», всегда были и будут востребованы тем самым народом, которым в последнее время весьма активно прикрываются балушкинцы.
Советские люди сочиняли анекдоты про «копейку» и остальной модельный ряд «Жигулей», но все равно исправно на них катались. Более того, приобрести этот автомобиль считалось престижным. К тому же, никто не говорит, что Балушкин и К собирают в наши дни точно такие же «копейки» и «шестерки», прогресс в автосборке пошел далеко вперед. Современные «Лады» хоть и уступают по функционалу западным образцам, но по комфортабельности и экстерьеру, в принципе, могут свободно с ними конкурировать. Добавьте сюда более низкую цену, и вы поймете, что не все так однозначно плохо.
Или хотите сказать, что Балушкин и нанятые им менеджеры так сильно в глубине души ненавидят собственное производство, что считают свою продукцию совершенно неконкурентоспособной нигде: ни в Казахстане, ни в России, ни в странах Центральной Азии.
И потом, что значит: нет денег, если государство не дает. Любой предприниматель – от мала до велика, подтвердит, что, если ты ведешь свой бизнес, могут возникать любые эксцессы: увеличение себестоимости, уход инвесторов, финансовые дыры, кассовые разрывы, да хоть пожары и происки конкурентов. Если основатель, учредитель, акционер – «сердце предприятия» – действительно верит в свой проект, то для него «вставить на время свои деньги» не составит особого труда. Даже вопроса такого не возникнет.
А что мы видим в случае с «Бипек Авто – Азия Авто». Гендиректор компании говорит, что с ноября они вероятно начнут увольнять своих рабочих с «ядра предприятия» — старого завода и как по эффекту домино, увольнения затронут дистрибьюторов и сервисников в филиалах по всему Казахстану.
То есть, нам дают понять, что, либо у Балушкина и партнеров вообще нет денег – перекрыться даже на время (чему не верится) либо они у них имеются, но находятся в другом месте, откуда они совершенно не горят желанием их доставать. То есть, похоже, что сами собственники и акционеры не очень-то и хотят вкладывать свои деньги в предприятие «Азия Авто». То ли они уже в него сами не верят, то ли начинают постепенно его «сливать».
Возможен и третий вариант, недопустимый для нашего правительства. Менеджеры «Бипека» намекают уполномоченному органу, что, в принципе, готовы рассмотреть возможность довложить деньги со стороны акционеров, но только если государство пойдет им навстречу и вернет преференции.
И тогда, может быть, они подумают: вкладывать ли собственные сбережения и накопления, полученные из когда-то чистого дохода компании или все-таки посчитают, что лучшим выходом из ситуации станет – дать предприятию медленно умереть, поддерживая по инерции информационное бурление с лозунгами «нас окружают!» и «враги сожгли родную хату».
Понятно, что в случае, если бипековцами замысливается нечто подобное, то государству в лице того же Мининдустрии играть в эти игры не стоит. Разговор должен быть коротким: мы долгое время помогали вашему холдингу, а взамен не увидели новых обещанных производств и мощностей. Поэтому вначале вы исполняете свои обязательства – на «свои» или привлеченные деньги частных инвесторов достраиваете новый завод и потом мы вновь открываем вам государственную помощь. Иначе власти вполне могут стать жертвой банальной разводки: возместят балушкинцам их текущие затраты в этом году, а в результате не завод получат, а от мертвого осла уши.
Бросается в глаза и какое-то необъяснимое влечение топ-менеджмента «Бипек Авто – Азия Авто» к пародии на социализм. Уж такие мохнатые воротилы капиталистического рыночного Казахстана, а все туда же. Кто-то оказывается должен позаботиться о работниках «Азия Авто» и всей его сети, кроме самих Балушкиных.
Наверное, сам Касым-Жомарт Токаев или Аскар Мамин или кто-то из Мининдустрии должны прийти на старый завод в Усть-Каменогорске, собрать вокруг себя рабочих, выслушать их и кто сколько набрал кредитов, из своего кармана помочь погасить.
Как еще иначе воспринимать жалобы гендиректора «Азия Авто» Сагымбаева про чреватую ситуацию на заводе, где многие работники набрали кредитов в безоблачное время и теперь им скорее всего нечем будет расплачиваться с кредиторами.
Ну хорошо, допустим работник автосборочного цеха в областном центре ВКО постучится в кабинет к Сагымбаеву или к самому Балушкину и попросит в трудное время погасить за него кредит, может быть небольшой краткосрочный в 60 тыс. тенге. Что, Сагымбаев или Балушкин так просто согласятся это сделать, чтобы завтра к ним домой тянулась очередь из 4,6 тыс. сотрудников из всех казахстанских подразделений Бипека.
Не погасят, мало того – еще и лекцию прочитают о финансовой грамотности, планировании семейного бюджета и о том, что «сам виноват!».
У бипековцев и Анатолия Балушкина есть одна видимая невооруженным глазом черта, которая в дополнение ко всем их во многом рукотворным ими же самими бедам, тянет их на дно. Между прочим, эта черта встречается в людях, организациях и компаниях не так часто, как о ней могут подумать. Ее можно сформулировать так: «У них имеется талант не вызывать сочувствие».
Обычно все равно в разных конфликтных ситуациях к той или иной противоборствующей стороне относятся по-разному многосложно. Часто к тем, кого так или иначе бьют, возникает эмпатия и некое сопереживание.
Поразительно, но в случае с Балушкиным и К такого вообще не наблюдается. Опять же, мы не знаем почему: то ли дело в личности самого Анатолия Михайловича, то ли в тех людях, которым он доверился и назначил на руководящие посты.
Может это что-то кармическое, когда сами как-бы «жертвы» много грешили, а потом с ними происходят невзгоды, но они в глубине души сознают закономерность и справедливость всего происходящего.
Возможно, они сами понимают, что их действия закономерно привели к такому финалу и не сильно-то и сопротивляются, зная, что объективно находятся на нисходящей траектории. Отсюда все эти стихийные непродуманные брифинги и глупые тексты воззваний, сделанные как будто бы специально.
Еще недавно компания размещала пиар-статьи в ведущих изданиях страны, где декларировала свои главные и нерушимые позиции на рынке, а спустя 2,5 месяца обещает распустить всех своих рабочих, если государство не поможет ей преференциями.
Не видно тех, кто искренне бы сочувствовал бипековцам-балушкинцам. Где, то могучее число подписантов в 45 тыс. человек, которые якобы возмущены суровой позицией государства по отношению к предприятию из Усть-Каменогорска? Что же на митинг или автопробег в их поддержку приехало всего лишь 15 человек…
Судя по тому, что даже совершенно непричастные к автопрому люди пишут в интернете, имидж у компании такой, что ее не жалко – закроется ли она завтра или продолжит влачить существование без поддержки со стороны государства.
Возможно, что тут как в пословице: есть лишь один рецепт, способный помочь «горбатому» встать на путь исправления.