Искусствовед Валерия Ибраева называет стиль современных скульптур в Казахстане «акиматизмом». И уверена, что дело не в отсутствии сильных исполнителей, а во вкусах и амбициях заказчика.
Установленный на днях в Баканасе (Алматиснкая область) новый памятник первому секретарю ЦК Компартии Казахской ССР Динмухамеду Кунаеву вызвал бурю негодования в социальных сетях. Особенно возмущены родственники известного государственного деятеля — статуя получилась, мягко говоря, некрасивой.
Скульптор не просто исказил все возможные пропорции — такой подход практикуется в искусстве. Но в целом эту работу трудно отнести к произведениям искусства.
— Валерия, после установки этого памятника кажется, что в Казахстане нет сильной художественной школы… Некому учить ремеслу молодых начинающих художников?
— У нас до сих пор есть грамотные скульпторы, и даже сравнительно молодые. Поэтому мне кажется, что
дело не в исполнителях, а в заказчиках. Видимо, они ищут подешевле и породственнее — того, с кем можно договориться
И такого рода памятники я определила как «акиматизм». То есть это то, что делается по заказу больших и маленьких акиматов.
Я еще
ни разу не видела, чтобы какой-то городской монумент был заказан скульптору, известному и школой, и хорошим уровнем
Мастерам, работы которых мы можем увидеть в музее, тому же Санжару Досмагамбетову, Аскару Есенбаеву, такие заказы не поступают. А ведь это грамотные скульпторы, работающие в крепкой реалистической манере.
Я даже не упоминаю ребят, которые работают в стиле абстракции. До этого нам еще расти и расти.
То есть
заказчик предпочитает тех, кто ему угождает
И он не планирует ставить на главной площади села или города произведение искусства. Здесь что-то другое.
— Но насколько мне известно, художники во все времена пытались угодить заказчику. Художник просто зарабатывал деньги, а заказчиком могли выступать и государство, и любой богатый человек.
— Да, конечно, есть такой момент. Государство и церковь всегда были богатыми заказчиками искусства. И до сих пор так и есть. Но схема заказов сегодня кардинально изменилась. К примеру, раньше король мог напрямую заказать художнику свой портрет. А сегодняшняя система заказов и качество работы определяются экспертным советом.
Государство доверяет ему объявить конкурс, на который предъявляется много разных работ. То есть здесь важен не личный вкус, а вкус общественности.
Однако аким не отражает вкусы всего населения. Заказанную и выполненную работу он, к примеру, может поставить в свою спальню. Того же «Кунаева». Но он не имеет права выносить свои вкусы на площадь. Это не его личная площадь!
— Валерия, я давно думаю, что у нас нет художников, которые знают, собственно, ремесло.
— Я вам уже назвала двух художников, которые могут делать грамотную скульптуру в реалистической манере — так, как любят наши люди.
Еще есть Нурлан Далбай, автор памятника Кенесары в Нур-Султане. Реалистичную фигуру способен сделать Ербосын Мельдибеков.
Если искать, можно найти то, что жаждет народ…
Про абстракцию и символизм я не говорю. Одна «Белка» чего стоила. Какие-то экспериментальные материалы.
Народ устраивает даже памятник Алие Молдагуловой и Маншук Маметовой в Алматы, с этими дурацкими пупсами на голове. И это тоже «акиматизм».
— Да, но я именно об этом и говорю, о слабой художественной школе. В Алматы вообще нет хороших скульптур. Дело же не в том, что надо представить реалистичную фигуру. Я о том, что когда есть ремесленная основа, даже абстракция выходит на более высокий уровень исполнения. Ведь если сейчас искать оправдания этому скандальному памятнику Кунаева и назвать его, условно, выполненным в стиле абстракции, он же и на это не тянет. Для этого надо иметь знания.
— Для создания работ в абстрактном стиле надо еще больше знаний, чем для реализма. Но наш народ такую скульптуру не воспримет. Вспомните скандалы вокруг «Белки». А ведь это была действительно очень интересная скульптура. Ее создатель – известный художник международного уровня.
Поэтому я говорю о простом и грамотно исполненном произведении искусства.