Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
449
-1.43
EUR
484
-3.48
RUB
4.86
0.00

Новый сезон информационных войн на подходе, будут жертвы — Калиев

7417
Талгат Калиев. Фото из соцсетей

10 января 2021 года Казахстан выберет новых депутатов в мажилис. Как уже ранее прогнозировали эксперты, основная борьба развернется между уже действующими парламентскими партиями — Nur Otan, «Ак Жол» и КНПК. Вроде никаких «горячих» новостей. Однако…

Накал страстей

«Предстоящая электоральная кампания неизбежно будет сопровождаться всплеском информационной активности, в том числе нетипичной, обусловленной не естественными причинами, а субъективными факторами или, говоря проще, по заказу», — написал в своем телеграм-канале политолог Талгат Калиев.

Эксперт считает, что

в первую очередь объектами информационных атак станет партия власти Nur Otan, ее менеджмент

и наиболее узнаваемые члены. Потенциальными мишенями для атак он называет:

  • министра здравоохранения Алексея Цоя, которому в ходе второй волны предстоит вводить ограничения. Для крупного и среднего бизнеса они будут многомиллиардно болезненны;
  • председателя Агентства по стратегическому планированию и реформам Кайрата Келимбетова, поскольку его возникновение в руководстве новой структуры резко дисбалансирует систему и провоцирует процесс реконфигурации сил на политическом Олимпе;
  • министра индустрии и инфраструктурного развития Бейбита Атамкулова, который противостоит давлению Eurasia Group (дистрибьютору John Deere в Казахстане) по отсрочке на два года введения утильсбора на колесную и самоходную технику;
  • председателя Агентства по защите конкуренции Серика Жумангарина, чье первое же неосторожное движение против монополистов вызовет незамедлительную реакцию;
  • министра образования и науки Асхата Аймагамбетова из-за его активного наведения порядка в сфере высшего образования.

Возникает резонный вопрос: если политические силы, участвующие в электоральной кампании 2021 года, все те же, кто и кому будет «заказывать» политиков?

Борьба за миллениалов

— Во-первых, оппозицию никто не отменял, — говорит политолог. — Во-вторых, чтобы как-то направить критически настроенные протестные или равнодушные массы в нужную сторону,

партиям придется конкурировать не за сторонников других партий, а за тех, кто сомневается или не планирует голосовать

Они могут оказаться той самой значительной массой, которая сыграет ключевую роль в итогах выборов.

— Если говорить об оппозиции, кто сейчас в ней представлен? И кто реально может составить конкуренцию действующим парламентским партиям?

— Нынешняя оппозиция — по большому счету это все партии, не являющиеся правящими. Партии, которые не формируют ключевые фракции, а соответственно, не влияют на формирование правительства и не определяют кандидатуру премьер-министра, серьезной властью не обладают. Они и будут стремиться завоевать большую власть. Так что сегодня все другие политические партии являются оппозицией Nur Otan.

— Они будут бороться за расширение фракции в мажилисе?

— Да. В первую очередь. Я бы на их месте серьезный акцент сделал на молодежь.

Никто не знает предпочтений нынешнего поколения миллениалов в возрасте 18-20 лет. Но они могут оказаться самыми активными и мобильными

Это люди с более высоким уровнем гражданской активности. Многие зарубежные исследователи называют предыдущие поколения молодежи более инфантильными и пассивными.

Общественное на повестке

— Это как раз категория 18-20-летних избирателей, на которую в прошлые выборы никто не делал ставок?

— Согласно теории поколений, каждое из них имеет некие собственные характеристики. Прежнее пассивное поколение больше стремилось к комфорту, оно настроено конформистски и умеет приспосабливаться. А поколение миллениалов меньше думает о себе. Обратите внимание, именно они становятся идейными защитниками экологии. Та же самая Грета Тунберг — яркий представитель миллениалов.

Самые активные блогеры Беларуси, к примеру, тоже оказались представителями нового поколения молодежи.

Они больше ориентированы не на личный успех, а на поиск своего места в обществе

Им крайне важны траектория развития страны, политические вопросы. И они будут более активными избирателями, нежели их предшественники.

— Какая в таком случае связь между борьбой за электоральную молодежь и возможными информационными заказами видных политиков? Если манипулировать студентами против министра образования, который закрывает вузы десятками, еще понятно. А как связан с электоральными массами утильсбор на технику? 

— Условно говоря, есть естественная информационная активность — когда критика логична и ожидаема. Например, все лето под прицелом были правительство и система здравоохранения в связи со вспышкой COVID-19 и непоследовательными действиями минздрава. Так что выпады здесь вполне объективны.

Но я ожидаю в электоральный период и искусственную критику. Когда информационные атаки в адрес конкретных политиков идут по заказу.

Денег нет, но вы держитесь!

— Возможная новая информационная атака на Асхата Аймагамбетова вряд ли будет связана с защитой интересов и прав студентов закрываемых министерством вузов. За ней будут стоять хозяева этих самых вузов. И скорее всего, не в интересах своих студентов.

Это лишь минимум потенциальных контуров. Неизбежны еще и скрытые, эпизодические, межгрупповые и внутригрупповые.

Причина тривиальна — в условиях сокращения бюджетных расходов, штата госслужащих и нацкомпаний борьба за место под солнцем будет ожесточаться

В то время как политические силы будут выяснять отношения между собой, избиратели нацелены увидеть повестки партий. Полагаю, молодежный электорат в этот раз будет голосовать не против кого-то, а за. Миллениалам свойствен позитивистский настрой. А проблема наших партий в том, что они как раз и не предлагают яркие интересные повестки, радикально отличающиеся от других.

— Мы уже примерно знаем, чем дышат наши парламентские партии. На чем им акцентировать внимание, чтобы зацепить электорат?

— Во-первых, предложить конкретные и недвусмысленные траектории развития ключевых сфер. И

чтобы это не выглядело популизмом, ставки надо делать на конкретные расчеты

Например, если в лозунгах говорится о строительстве стольких-то больниц и школ, обучении стольких-то врачей и педагогов, избирателю нужны объективные и досягаемые перспективы. Без привычных фантастических обещаний построить все. Электорат справедливо считает, что во власти сидят профессионалы, а не демагоги. Следовательно, их слова должны подтверждаться действиями.

Стресс-тест на состоятельность

— С учетом нынешних возможностей бюджета, партии смогут реализовать свои повестки, если таковые будут ориентированы на серьезные проекты с большими расходами?

— Разумеется. Все ведь зависит от законов, которые принимает парламент. Если он обеспечит:

  • инвестиционную привлекательность страны;
  • кардинальное снижение коррупции;
  • максимально благоприятный режим и прозрачные правила игры для предпринимателей —

грубо говоря, «вернет землю крестьянам, а фабрики — рабочим», денег хватит на все. Страна ждет новую культуру законотворчества. И отчета о реализации всех крупных госпрограмм.

— До выборов чуть больше двух месяцев. Хватит ли отведенного времени на подготовку по вашему рецепту?

— Не надо жить от выборов до выборов. Межэлекторальный период — самый важный для наращивания мускул.

Выборы — хороший стресс-тест для партий. Это как Олимпийские игры для спортсменов

Блестящий результат они показывают, только если четыре года самоотверженно трудились. Так же должны делать и партии.

— Должны. Работают ли?

— Выборы покажут.

© «365 Info», 2014–2024 info@365info.kz, +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter