Волосы для казахов всегда были предметом сакральным. Считалось, что именно в них живет душа человека и хранится его жизненная сила.
К волосам казахи относятся с большим трепетом и бережливостью. А чтобы они были здоровыми и сильными, их мыли кумысом и айраном. Кроме того, существует целый свод правил обращения с волосами, и в казахском обществе их придерживаются до сих пор.
Например, существуют такие поверья:
И в каждом из них скрыт глубокий смысл. Ведь казахи считали волосы центром жизненной силы.
Детей от года до пяти казахи называют сәби (малыш). Мальчикам этого возраста сбривали волосы, оставляя на макушке лишь айдар (прядь), а девочкам оставляли тұлым (волосы на висках). Кроме того, детям давали есть сухожилия — считалось, что от этого волосы будут расти быстрее.
Косы маленьким девочкам заплетали матери или сестры. Девушки делали это самостоятельно. Плели либо мелкие косички, концы которых соединялись, либо одну или две косы.
Косы, украшенные серебряными шолпами (подвески), разрешалось выставлять. Они считались символом плодородия и обладали защитной силой от потусторонних сил.
Перед заплетанием волосы всегда тщательно расчесывали. Расчески обычно делались из кости животных и дерева, но казахские мастера изготавливали их также из золота и серебра.
https://365info.kz/2020/09/kogda-kazahi-ne-obrashhayut-vnimanie-na-plohie-primety-traditsiya-kosh-tokhtatu
В народном богатырском сказаний «Қобыланды батыр» девушка Карлыга влюбляется в батыра, получив в подарок расческу, сделанную им своими руками:
Тараққа Қарлығаның көңілі толды.
Қобыландыға сол жерде ғашық болды.
Расческой Карлыга осталась довольна
И сразу в Кобланды стала влюбленной.
Девочкам косы никогда не стригли, потому как верили, что тем самым укорачивают их счастье. Сделать это могли только в исключительных случаях — когда становилось известно о позоре (например, о потере девственности).
Сохранилась поговорка «Шаш кескен – бас кескен» (Обрезать волосы – значит отрезать голову)
Не разрешалось закрывать волосами лоб «Тәңір жарылқаған маңдайды жаппа» (Не закрывай лоб, данный Тенгри). Что касается длины, согласно казахской этике, как минимум они должны прикрывать девичью грудь, чтобы не привлекать мужские взоры.
Из истории известно, что в единоборствах и воинских сражениях наравне с мужчинами принимали участие многие казахские девушки и женщины. В таких случаях они прятали свои косы под головным убором.
Красивая коса всегда была предметом восхищения. Известно, что супругу великого казахского писателя Сабита Муканова друзья и родственники называли Сұлушаш келін (сноха с красивыми волосами). «Сұлушаш» — так назвал одну из своих поэм сам Муканов.
Как развлекались женщины Великой степи — традиция Қатын күрес
Красоту волос казахских девушек не раз воспевали казахские акыны и композиторы. К примеру, в песне Сакена Сейфуллина есть такие слова:
Ах-оу, сүмбілшаш,
Тәтті сөзің,
Қара көзің,
Білгейсің келгенімді жалғыз өзің.
Ах-оу, красивая коса,
Сладки твои слова,
Черны твои глаза,
Знаешь, что я приехал, только ты одна.
(Смысловой перевод автора статьи)
Поэтесса Мариям Хакимжанова в книге «Естен кетпес бейнелер» (Незабываемые лица) вспоминает, как осенью 1942 года писатель Сабит Муканов принимал в своем доме писателя Алексея Толстого.
«Мне запомнилось, что в тот день Мариям, жена Сабита Муканова, заплела свои густые и длинные волосы в одну косу. Когда она вошла в кабинет и села рядом с Марией Ильиничной, Алексей Николаевич встал и спросил: «Это настоящие волосы?». Пока Габит Мусрепов разъяснял, что они самые настоящие, Сабит Муканов обратился ко мне: «Пожалуйста, расплети ее волосы».
Когда Алексей Николаевич и Людмила Ильинична удостоверились, что коса Мариям настоящая, она заплела ее заново. Алексей Николаевич взял ее в руки, в два раза обмотал свою шею и, любуясь, не переставал удивленно разглядывать».