Как пандемия отразилась на авиаиндустрии? Рассказывает Николай Мазенцев, руководитель онлайн-сервисов по продаже авиабилетов.
— Сказать, что международный рынок туризма пострадал — ничего не сказать. Потери в этом году составят около $1 трлн.
Повсеместный карантин, страх заразиться, потеря доходов большого количества населения. Все эти факторы сказались на снижении международных авиаперевозок.
Карантинное лето 2020: внутренний туризм выиграл, но не весь — Шайкенова
А вот внутренний туризм от закрытия границ только выиграл. Из-за невозможности выехать в другие страны казахстанцы предпочли отдых на местных курортах.
— Насколько изменились потребительские привычки и предпочтения?
— Во-первых, мы видим рост продаж. Несмотря на то что не все рейсы еще запущены, у нас ежемесячные рекорды по продажам. За карантин люди поняли, что для покупки билета ехать никуда не надо, быстро и удобно купить онлайн.
Во-вторых, билеты стали чаще приобретать ближе к дате вылета. Ситуация на рынке меняется, рейсы в расписании появляются, потом отменяются. Границы открываются и закрываются. В этих условиях трудно планировать что-то на длительный срок.
Если раньше поездку можно было запланировать за 2-3 недели до вылета, сейчас почти все авиабилеты приобретаются всего за несколько дней.
— Какова сумма ущерба из-за сорванных авиаполетов и возвращенных билетов? Всем вернули деньги за билеты? На каких условиях?
— Тяжело оценить потери авиакомпаний. Я не слышал, чтобы кто-то из местных авиакомпаний официально озвучивал суммы потерь. Вероятно, опасаются репутационного ущерба.
На данный момент
возвращено около 90% всех авиабилетов по несостоявшимся рейсам
Большинство из них выплачено деньгами. Часть авиакомпании вернули ваучерами. Они дают право оплатить будущую покупку по стоимости ваучера.
— Что за эти полгода изменилось в электронных продажах?
— Продажи выросли. В условиях карантина, когда приобрести услугу или товар можно было только онлайн, многие интернет сервисы получили хороший импульс для развития.