Во время карантина казахстанцы с удивлением узнали, что для покупки сигарет и алкоголя обязательно нужно предъявить документы. Даже если вам явно и уже давно не 18 лет. В связи с чем были приняты такие поправки к Кодексу о здоровье? За разъяснениями мы обратились к президенту ОЮЛ «Лига потребителей Казахстана» Светлане Романовской. Она уверена, депутаты торопились принять как можно больше законов, в том числе по продаже алкогольной и табачной продукции, чтобы не откладывать большой объем законопроектов на осеннюю сессию .
— Светлана Юрьевна, новые требования при покупке алкоголя и сигарет в соцсетях мгновенно стали предметом обсуждения, возмущения и шуток одновременно. Как отреагировала на это Лига потребителей, к вам обращались?
— Да, потребители обращались с такими вопросами. Непонятно, почему необходимо предъявлять удостоверение, покупая сигареты, хотя людям уже за 40 и 50 лет. Это было еще неожиданно и вызвало возмущение.
Во-первых, минздрав по новой норме не провел никакой разъяснительной работы, потребители не были проинформированы.
Во-вторых,
эта норма закона выглядит не совсем исполнимой
В маленьких магазинчиках у дома люди все равно покупают табачную продукцию, не предоставляя удостоверения личности. И если даже эти моменты в Алматы каким-то образом получится урегулировать, в регионах проконтролировать вряд ли возможно.
Я думаю, что все эти нюансы в новом Кодексе нужно было предвидеть. По-другому их прописать и отрегулировать. К сожалению, эта норма закона проблемная и является нарушением прав потребителей.
Решать проблему минздрава пришлось министру национальной экономики Руслану Даленову. В своем приказе касательно правил торговли он сделал оговорку, что требовать удостоверение с покупателя табачной и алкогольной продукции надо, но в случае, если возникают сомнения в его возрасте.
— Можете уточнить, где и как конкретно эта новая норма нарушает права потребителей?
— Дело в том, что потребителям, которым в прошлом году было 18 лет, в этом соответственно уже 19. Эта категория граждан, по сути, уже стала потребителями табачной продукции. А по Кодексу о здоровье сегодня они купить ее не могут. Получается, их лишили права приобретать сигареты.
Мы поднимали этот вопрос в СМИ несколько раз.
Депутаты ссылаются на европейский опыт, указывая, что
в странах Европы тоже не разрешается продавать алкоголь и табачную продукцию лицам, не достигшим 21 года
И там тоже необходимо предоставлять удостоверение личности.
Однако разница в том, что в большинстве европейских стран совершеннолетие наступает с 21 года, а у нас с 18 лет. Получается, что в 18 можно создать семью, служить в армии, а приобрести сигареты нельзя.
Так
возникает почва для нарушений, штрафов и коррупционных механизмов «решения» этих вопросов
То есть человек, осознанно курящий с 18 лет, скорее всего, имеет никотиновую зависимость. И он все равно найдет способ купить желанную сигарету, не дожидаясь, когда ему исполнится 21.
— Почему тогда законодатели приняли Кодекс о здоровье с такими противоречивыми нормами?
— В условиях пандемии они торопились принять как можно больше законов, чтобы не откладывать на осеннюю сессию большой объем законопроектов.
Депутаты мажилиса торопились еще и по той причине, что в феврале 2021 запланированы парламентские выборы
Очевидно, этой осенью депутаты будут готовиться к ним. Время на принятие и рассмотрение большого количества законов будет ограничено. Казусы с нормами также показывают, что Кодекс сырой. Документ готовили в спешке, не продумав многих нюансов, не учтя ни мнения общественности, ни международного опыта.
Кодекс рассматривался долгих полтора года, а потом за какие-то четыре месяца в спешке отредактировали 80% документа
В результате сложилась ситуация, когда у людей возникли жалобы и недовольство. Предприниматели не знают, как с этим работать. А минздрав во исполнение прописанных норм опять в спешке разрабатывает подзаконные акты.
Например,
около 400 тыс. казахстанцев отказались от курения, заменив его продуктами без дыма и горения
Теперь министерство готовит приказ, касающийся обустройства курилок, где одновременно должны находиться потребители и сигарет, и изделий с нагреваемым табаком.
То есть человек отказался от курения и теперь вынужден идти в ту же курилку, где присутствует пассивный дым от обычных сигарет.
От лица Лиги и ряда ассоциаций мы рекомендовали разделить курилки, но минздрав считает это нецелесообразным.
Тогда что же является целесообразным? Наверное, то, что один министр исправляет ошибки другого?
— Что предлагаете вы?
— Кодекс о здоровье нужно переработать. Может быть не так масштабно, но
надо вернуться к нему, рассмотреть более скрупулезно, внести изменения и дополнения в противоречивые и вызывающие недовольство нормы
Например, еще одна странная норма о запрете курения в тамбурах поездов. Разрешается курить только в специально отведенных для этого местах на ж/д вокзалах, если они установлены и правильно оборудованы.
Теперь представьте: едет человек в поезде сутки или двое, курить нельзя, только на пятиминутных остановках на маленьких станциях (к примеру, Жангиз-тобе в ВКО). Чтобы покурить, надо еще бежать в специально отведенное место. А оно, как правило, расположено на краю платформы. Тем временем поезд уже отъезжает…
Запрет на выкладку табачной продукции тоже ничем не обоснован. Ведь логика этой меры заключается в том, чтобы дети не видели сигарет и прочего. Но если углубиться в суть идеи, речь идет об ограничении доступа несовершеннолетних к табаку. Считаю эту меру нелогичной.
Вместо того чтобы наладить четкую работу уже принятых норм,
наши законотворцы предпочитают привнести что-то новое. И не обязательно эффективное, главное, чтобы это было нововведением
А как эти новые нормы будут работать и будут ли вообще, не так уж и заботит создателей этих норм и ограничений.