Закрыть все столичные городские библиотеки предложил депутат маслихата Мирас Шекенов. По мнению народного избранника, оставить нужно только одну. И закрывать надо не единым чохом, а поэтапно, чтобы не вызвать недовольство горожан.
Депутат аргументировал идею тем, что якобы все книги оцифрованы и есть в интернете, а библиотеки «переходят в разряд анахронизма». Зато городской бюджет сэкономит немалые средства, которые тратятся сейчас на содержание зданий и оплату труда персонала.
Видеозапись выступления (дело было на заседании маслихата) оказалась в общем доступе и весьма возмутила казахстанцев. Впрочем, в акимате Нур-Султана от инициативы депутата поспешили откреститься, заявив, что ничего подобного делать не собираются. А слова Шекенова не более чем его личное мнение.
Рустам Бурнашев, профессор Казахстанско-немецкого университета в Алматы, тоже не поддержал депутата. По его мнению, для такого предложения просто нет оснований.
— Если мы проанализируем ситуацию и окажется, что какое-то количество библиотек не востребованы, просто пустуют и там только сотрудники, а посетителей нет вообще — это одно дело. Но у меня впечатление, что все не так. Те библиотеки, которые я знаю, еще проводят и активную дополнительную работу — конкурсы, встречи с писателями и тому подобное. То есть
библиотека не просто хранилище книг, а некий культурный центр
И ликвидировать такие центры просто нельзя, — сказал он.
Заводы, дачи и библиотеки: что покупают казахстанцы?
Бурнашев указал и еще на один важный момент. По его мнению,
сам посыл, что все книги можно найти в интернете — ложь. Огромный объем текстов и библиотечных материалов не оцифрованы
Это касается не только книг, но и журналов с газетами. То же самое с литературой на казахском языке.
— При этом даже оцифрованные книги могут находиться в интернете на нелегальной основе. Думаю, что представитель государственного органа не имеет права и не должен подталкивать людей к нарушению авторского права. Инициатива абсолютно не продумана и базируется на ложных посылах, — сказал он.
Кроме того, нужно помнить об интересах не только простых обывателей, но и научного сообщества. Разумеется, обычный читатель без труда найдет в интернете, например, «Приключения Тома Сойера».
— А если я исследователь и изучаю вопрос изъятия из «Тома Сойера» слова «негр»? Это известный случай. Мне нужно искать разные издания и сравнить их. А есть ли они в оцифрованном виде? — рассуждает Бурнашев.
В Алматы закрыли кинотеатры, зоопарки, музеи и библиотеки
Более того, далеко не всегда можно найти в Сети даже новые издания. Или для доступа требуется оплата.
— У нас любят выдвигать какие-то инициативы по принципу «что в голову пришло, то и ляпнул». А глубина продуманности у этой идеи нулевая. Она показательна в том смысле, что нет системной работы. Мы
строим работу как представительных, так и исполнительных органов на основе не системных разработок, а каких-то сиюминутных идей
Это принципиально неправильно. Мы должны работать на основе системной стратегии, — заявил эксперт.
Политолог Марат Шибутов также полагает ошибочным тезис «все книги можно найти в интернете». Особенно если речь идет об отечественных изданиях.
Казахской молодежи нечего читать, кроме эзотерики и психологии — Обзор казСМИ
— Кто по-настоящему ходит работать с материалами в библиотеку, тот знает, что в интернете очень мало казахстанских изданий, доступных для скачивания. Закрытие библиотек сразу сделает невозможным интеллектуальную работу. Но видимо, депутат маслихата думает, что там берут только художественную литературу, — написал Шибутов в своем Telegram-канале.
Эксперт привел и некоторые статданные.
В 1985 году в Казахской ССР насчитывалось 20 тыс. библиотек. Из них 9,5 тыс. массовых, 10,5 тыс. ведомственных и научных. В которых обслуживались 10,5 млн читателей. Библиотечный фонд составлял 200 млн единиц.
В 2019 году в Казахстане 3 962 библиотек (из них массовых 3 915, ведомственных и научных — 47) с фондом 112 млн единиц. Обслуживают 5,4 млн.
— У нас оцифрованы всего 28 061 книга, причем из изданных за весь советский период отсканированы всего 10 697 штук. То есть примерно 10-15% от изданных. А если брать от имеющихся в фондах, так вообще мизер. Для сравнения, на Флибусте 455 266 книг, — добавил Шибутов.