Остановить кочевье в пути у казахов считается очень плохой приметой. И подвигнуть на это могли только крайне неординарные события.
После суровой зимы из қыстау (зимовки) казахи перекочевывали на жайлау (летние пастбища). Это было одно из самых ожидаемых событий года. Освободившиеся от зимних пут люди воспринимали предстоящую долгую дорогу, как некое предзнаменование нового. Потому все старались одеть новую одежду и новые ювелирные украшения.
Дети резвились на своих стригунках. Особенно гордыми выглядели те из них, кто впервые сами выезжали на конях, подаренных именно по этому случаю.
Как стрельба из лука помогала казаху сделать карьеру — традиция Жамбы Ату
Соскучившиеся по гуляньям парни и девушки, радовались в ожиданий новых свиданий и знакомств. Молодежь всегда была своего рода украшением коша.
Именно на жайлау приезжали акыны и многие вечера подряд исполняли народные эпосы и пели новые песни. Взрослые планировали поездки, чтобы проведать родственников. Джигиты, которым пора было обзаводиться семьями, подумывали с друзьями поехать по далеким аулам других родов на смотрины невест. Также именно на теплое время года казахи планировали проведение многолюдных мероприятий, таких как тризна или сватовство.
Для переезда снаряжался Көш (караван). Автор книги «Этикет казахов» Шайзада Тохтабаева пишет:
«Караван возглавляла самая красивая девушка на богато убранном коне со знаменем своего рода, олицетворяя родовые честь и достоинство. На макушку возглавлявшего караван животного (верблюда или лошади) привязывали перья филина от сглаза».
А вот что пишет этнограф Левшин (1798-1979 гг.):
«Беспрерывные переходы, или перекочевки, казахов с места на место нисколько ни кажутся им тяжелыми, напротив, они находят в оных одно из первых удовольствий и почитают себя счастливыми, что не привязаны к земле».
Позади каравана шел скот, перегоняемый чабанами. Потому кош двигался не быстро. Поляк Адольф Янушкевич, проживший многие годы в Казахстане и не раз видевший казахские кочевья, писал:
«Шесть часов шла мимо нас эта кочевка к близлежащим берегам Уржара».
Казахи при встрече с другим кошем выражали в адрес друг друга добрые пожелания:
«Көш байсалды болсын!» – «Пусть успешным будет кош)»; «Қырқар көбейсін!», «Күзер көбейсін!», «Жаяр көбейсін!», «Сауар көбейсін!» – «Да умножаться шерсть, молоко, умножаться животные для пастбища!»
Если по пути встречались юрты, то их хозяева выходили навстречу с угошением. При этом соблюдалась традиция «Ақ алып шығу», то есть угощение было обязательно белого цвета: молоко, айран, курт, кумыс или шубат. Это было символом светлых и добрых отношений. Представители коша с благодарностью принимали угощение.
Как развлекались женщины Великой степи — традиция Қатын күрес
И такие кратковременные встречи люди старались украсить песнями. Кто-нибудь из встречающих пел приветственную песню под аккомпанемент домбры, на что другая сторона тут же должна была ответить своей песней.
Впрочем подобные встречи не препятствовали движению большой кочевки.
Кош не останавливался ни на минуту, до самого места назначения. Потому что остановка в пути «Көш тоқтату» (приостановка кочевья) считалась плохой приметой.
Кош останавливался, только в одном случае — когда жаушы (гонец) приносил тяжкую весть. Это могло быть сообщение о начале нападения на страну чужеземных захватчиков или о кончине близкого или уважаемого человека.
Тогда старейшины собирали совет. И решали, как быть дальше. В случае войны мужчины приводили в порядок оружие и доспехи. На общем совете, взвесив свои возможности, решали сколько воинов они могут выставить. После чего отправляли гонца о своем решении.
«Взрослые игры» казахов — традиция Түйе шешу
Получив известие о кончине человека, аксакалы решали, каким образом могут принять посильное участие в похоронах. Сколько юрт и живности необходимо выделить. Чтобы высказать соболезнования, обычно приезжает очень много людей. Казахи всегда считали, что «Қайғыны бөліссең азаяды» (Горе уменьшается, если его разделить). Всех желающих высказать соболезнования и разделить горе надо встретить, расположить и угостить.
Также сообща решали, кто должен ехать. В состав подобных делегаций входят в первую очередь глава рода, близкие усопшего, бии и наиболее уважаемые аксакалы и авторитетные мужчины и женщины. Также в такую поездку едут акыны, которые должны будут стихами высказать соболезнование и женщины, которые будут петь жоктау (оплакивание).
Таким образом кош мог задержаться на одном месте несколько дней.
Писатель и историк Турсын Журтбай описал традицию «Көш тоқтату» со слов Народного артиста Казахстана Калибека Куанышбаева:
«В утреннем зареве поднималось красное солнце. Рано проснувшиеся люди поклажу, уыки и кереге разобранных юрт навьючили на верблюдов. Все были готовы тронуться в путь в это прохладное утреннее время. Мальчишки радостно ловили своих стригунков у водопоя. Сидя верхом, как настоящие джигиты, всем видом показывали, что готовы к долгожданному походу.
Кто такие есепші, и почему они точнее гидрометцентра – традиция Күн қайыру
По традиции аксакалы должны были дать добро кочевью. Молодежь ждала их благословенья. Когда все кочевье было готово тронуться в путь, на горизонте появился одинокий всадник. Он скакал очень спешно, то и дело махал своей камчой. Был какой-то непривычный холод в этой утренней картине.
«Жаманат… жаманат» (худая весть), – кричал он почти охрипшим голосом и лица стариков сразу потемнели. Что же случилось?!
Взмыленный конь, чей нагрудник был омыт потом, приблизившись? споткнулся и упал. Всадник же вскочил и рыдая сообщил траурную весть:
— О сородичи! Bз жизни ушел поэт Абай.
Кош замер на месте. В глазах у всех навернулись слезы. Наступила тишина, будто замолчала вся степь. Только сидевший на коне Маукай в горе промолвил:
— Бауырым-ай, брат мой Абай… Неужели ты покинул нас, дорогой…
Не успел я, не успел, – громко оплакивая он почти упал с коня в объятия Мухамедали. Горе охватило всех.
Готовый пуститься в путь кош был приостановлен. Всю поклажу спустили на землю. Кош не сдвинулся с места пока не были проведены «Жетісі» (семь дней траура) после кончины Абая».