Искусству стрельбы из лука казахи учили как мальчиков, так и девочек. Иногда этот навык помогал попасть на службу к хану, а иногда… найти свою любовь.
Предки казахов, саки, были неразлучны с луком, одним из самых древних видов оружия степняков. Так, в летописях сохранились слова Анахарсиса, сына сакского царя:
Ты веришь своей свирели
И в кошелек с деньгами.
Я же верю в свой лук и стрелы…
Если выбросишь свои драгоценные камни,
Наденешь лук и колчан, полные стрел,
И станешь жить среди саков,
То и ты будешь свободен, как я.
Из китайских летописей известно, что гуннский император Модэ (209-174 гг. до н. э.) придумал свистящие стрелы, которые наводили ужас на врагов.
Среди тюрков высоко ценили мастеров оружия. Мирза Махмуд Хайдар Дулати (1499-1551 гг.), автор исторического труда «Тарихи Рашиди», тоже был одним из таких умельцев и делал именно луки:
Как развлекались женщины Великой степи — традиция Қатын күрес
«Я отличался среди сверстников, став лучшим… в изготовлении лука и стрел».
Он не раз описывал, как искусно владели этим оружием его современники. Вот один из фрагментов:
«Султан Саид хан был государем благородным… В стрельбе я не видел равного ему… Неоднократно наблюдал, как семь-восемь стрел подряд били без промаха».
Сохранилось множество пословиц и поговорок, касающихся этого незаменимого для кочевников оружия. Одна из популярных гласит:
Айтылған сөз – атылған оқ.
Сказанное слово – выпущенная стрела.
Стрелять из лука учили с детства как мальчиков, так и девочек. В те времена этот навык был и гарантией защиты от врагов, и инструментом для охоты. А потому ни один большой праздник не обходился без состязаний по стрельбе из лука.
Традиция «Жамбы ату» наиболее увлекательная для зрителей и сложная для лучников. В качестве мишени обычно использовали женское украшение из драгоценного металла — жамбы.
Ученый Садык Касиман в книге «Қазақ халқының қолөнері» (Прикладное искусство казахского народа) пишет:
«У казахов есть шесть названий жамбы (джамбу) по величине и размеру:
Во время Жамбы ату зрители становились свидетелями незабываемого зрелища. Ведь мишень довольно мелкая, а расстояние до нее внушительное. Искренне восхищались мергенами, чьи стрелы точно попадали в цель, и до слез смеялись над теми, чьи пролетали мимо цели или вообще не долетали до нее.
Именно на Жамбы Ату лучники имели возможность не только блеснуть своим искусством и прославиться на всю казахскую степь, но и завоевать дорогие призы. При этом самые меткие могли сделать головокружительную карьеру, получив приглашение на службу от ханов и султанов. Нередко в Жамбы ату принимали участие и девушки.
Как проводится Жамбы ату, описал писатель Ильяс Есенберлин в романе «Заговоренный меч»:
«А свадебные торжества продолжались, кокпар, конная борьба, скачки и игры – все шло своим чередом. Особое место заняли стрельбы из лука, в которых принимали участие и девушки. Серебряную бляху, джамбу, срезали у невесты с родового нагрудного украшения и подвесили на расстоянии двухсот шагов к высокому дубу.
Гости и хозяева разделились на две группы и принялись поочередно пускать стрелы в эту едва видную мишень. Но, как нарочно, попасть никто не мог. Даже Жанибек, славившийся на всю степь своей меткостью, несколько раз промахивался. Может быть у него дрожала рука, потому что с утра не видал он Жахан-бике. И в вдруг, в очередной раз приложившись к луку, услышал он ее имя.
— Жахан-бике…
— Жахан идет!
Он опустил тетиву, и общий смех раздался вокруг. Стрела даже не долетела до дуба. И тогда подъехала на белом коне неизвестно откуда взявшаяся Жахан-бике. Он едва узнал ее, она выглядела совсем по-другому. Ночью была словно соткана из лунного света и казалось прозрачной. Тут же он увидел рослую и крепкую девушку-охотника – точно такую, как рисовали на стенах пещер его предки – саки.
– Уступите место Жахан-бике!
– Стреляй, Жахан, как всегда!
– Она не целясь попадет в жаворонка!
Жахан-бике взяла у Жанибека лук, слегка коснувшись пальцами его ладони. Да, почти не целясь, выпустила она стрелу из его лука, и пластинка с серебряным звоном ударилась о жесткую кору дерева и покатилась, отражая солнце…
А люди уже бежали к ней со всех сторон, воздевая руки.
— Тысячу лет живи, славный лучник Жахан!
— Это орлица!
— Славна казашка, родившая тебя!
— Честь нашу отстояла ты перед всей степью!
Люди сняли девушку с коня и, словно статую предка, понесли в круг гостей. Косы Жахан волочились по земле, а ресницы опустились как тогда, у синего озера, еще раз пронзив сердце молодого султана Жанибека».