Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Как стрельба из лука помогала казаху сделать карьеру — традиция Жамбы Ату

1170

Предки казахов, саки, были неразлучны с луком, одним из самых древних видов оружия степняков. Так, в летописях сохранились слова Анахарсиса, сына сакского царя:

Ты веришь своей свирели
И в кошелек с деньгами.
Я же верю в свой лук и стрелы…
Если выбросишь свои драгоценные камни,
Наденешь лук и колчан, полные стрел,
И станешь жить среди саков,
То и ты будешь свободен, как я.

Исторические факты

Из китайских летописей известно, что гуннский император Модэ (209-174 гг. до н. э.) придумал свистящие стрелы, которые наводили ужас на врагов.

Среди тюрков высоко ценили мастеров оружия. Мирза Махмуд Хайдар Дулати (1499-1551 гг.), автор исторического труда «Тарихи Рашиди», тоже был одним из таких умельцев и делал именно луки:

Как развлекались женщины Великой степи — традиция Қатын күрес

«Я отличался среди сверстников, став лучшим… в изготовлении лука и стрел».

Он не раз описывал, как искусно владели этим оружием его современники. Вот один из фрагментов:

«Султан Саид хан был государем благородным… В стрельбе я не видел равного ему… Неоднократно наблюдал, как семь-восемь стрел подряд били без промаха».

Сохранилось множество пословиц и поговорок, касающихся этого незаменимого для кочевников оружия. Одна из популярных гласит:

Айтылған сөз – атылған оқ.
Сказанное слово – выпущенная стрела.

Мишень из украшения

Стрелять из лука учили с детства как мальчиков, так и девочек. В те времена этот навык был и гарантией защиты от врагов, и инструментом для охоты. А потому ни один большой праздник не обходился без состязаний по стрельбе из лука.

Традиция «Жамбы ату» наиболее увлекательная для зрителей и сложная для лучников. В качестве мишени обычно использовали женское украшение из драгоценного металла — жамбы.

«Взрослые игры» казахов — традиция Түйе шешу

Ученый Садык Касиман в книге «Қазақ халқының қолөнері» (Прикладное искусство казахского народа) пишет:

«У казахов есть шесть названий жамбы (джамбу) по величине и размеру:

  • Бесік жамбы – колыбельный джамбу;
  • Ат бас жамбы – коноглавый джамбу;
  • Қой бас жамбы – овцеголовый джамбу;
  • Тай тұяқ жамбы – джамбу как копыто стригунка;
  • Қой тұяқ жамбы – овцекопытный джамбу;
  • Асық жамбы – альчиковидный джамбу.

Во время Жамбы ату зрители становились свидетелями незабываемого зрелища. Ведь мишень довольно мелкая, а расстояние до нее внушительное. Искренне восхищались мергенами, чьи стрелы точно попадали в цель, и до слез смеялись над теми, чьи пролетали мимо цели или вообще не долетали до нее.

Именно на Жамбы Ату лучники имели возможность не только блеснуть своим искусством и прославиться на всю казахскую степь, но и завоевать дорогие призы. При этом самые меткие могли сделать головокружительную карьеру, получив приглашение на службу от ханов и султанов. Нередко в Жамбы ату принимали участие и девушки.

Жамбы ату в литературе

Как проводится Жамбы ату, описал писатель Ильяс Есенберлин в романе «Заговоренный меч»:

«А свадебные торжества продолжались, кокпар, конная борьба, скачки и игры – все шло своим чередом. Особое место заняли стрельбы из лука, в которых принимали участие и девушки. Серебряную бляху, джамбу, срезали у невесты с родового нагрудного украшения и подвесили на расстоянии двухсот шагов к высокому дубу.

Зачем казахи пришивают на одежду бусы — традиция Тана тағу

Гости и хозяева разделились на две группы и принялись поочередно пускать стрелы в эту едва видную мишень. Но, как нарочно, попасть никто не мог. Даже Жанибек, славившийся на всю степь своей меткостью, несколько раз промахивался. Может быть у него дрожала рука, потому что с утра не видал он Жахан-бике. И в вдруг, в очередной раз приложившись к луку, услышал он ее имя.

 — Жахан-бике…

 — Жахан идет!

Он опустил тетиву, и общий смех раздался вокруг. Стрела даже не долетела до дуба. И тогда подъехала на белом коне неизвестно откуда взявшаяся Жахан-бике. Он едва узнал ее, она выглядела совсем по-другому. Ночью была словно соткана из лунного света и казалось прозрачной. Тут же он увидел рослую и крепкую девушку-охотника – точно такую, как рисовали на стенах пещер его предки – саки.

– Уступите место Жахан-бике!
– Стреляй, Жахан, как всегда!
– Она не целясь попадет в жаворонка!

Жахан-бике взяла у Жанибека лук, слегка коснувшись пальцами его ладони. Да, почти не целясь, выпустила она стрелу из его лука, и пластинка с серебряным звоном ударилась о жесткую кору дерева и покатилась, отражая солнце…
А люди уже бежали к ней со всех сторон, воздевая руки.

— Тысячу лет живи, славный лучник Жахан!
— Это орлица!
— Славна казашка, родившая тебя!
— Честь нашу отстояла ты перед всей степью!

Люди сняли девушку с коня и, словно статую предка, понесли в круг гостей. Косы Жахан волочились по земле, а ресницы опустились как тогда, у синего озера, еще раз пронзив сердце молодого султана Жанибека».

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter