В советское время все тексты гидов заверялись в Бюро путешествий и экскурсий. Сегодня же молодым экскурсоводам надо суметь найти истину в огромном потоке информации.
Известный экскурсовод, доцент кафедры туризма и сервиса университета «Туран» Майра Рахимбекова, которая работает в этой сфере с середины 1980-х годов, принимает участие в научном исследовании британского университета Лафборо и создании руководства на тему: «Как работать со спорными темами прошлого во время экскурсий». Вместе с ней трудятся ученые из Эстонии и Украины.
30 лет назад знакомиться с Алматы и его окрестностями в основном приезжали советские туристы. Иностранцев практически не было. И темы экскурсий касались в основном истории города Верного, еще со времен Российской Империи, и советской Алма-Аты.
Майра Жумагалиевна говорит, что в советское время курс экскурсоведения составлял 216 часов. Для сравнения, сегодня обещают научить профессии всего за 72 часа.
— Было бы замечательно, если бы экскурсоводами стали хотя бы 20% тех, кто закончил эти курсы, — вздыхает она. — Меня смущает обилие сертификатов, которые сегодня выдают везде.
— Мы учились с сентября по май, потом выбирали определенную тему, готовили и несколько раз сдавали методистам. Только после этого нас выпускали на маршрут. Сегодня все происходит гораздо быстрее, тексты никто не заверяет. И такая свобода чревата последствиями.
Может быть это веяние времени и связано с тем, что современный туризм развивается семимильными шагами? В советское время все тексты заверялись печатью в Бюро путешествий и экскурсий, а маршруты согласовывались с ГАИ, что позволяло безопасно и гарантированно делать остановки экскурсионного автобуса. Но что говорить о текстах, если сегодня даже шлагбаумы появляются сами собой.
— Вот буквально сейчас выяснилось, что на озере Иссык появился еще один шлагбаум. Причем хозяина не удалось найти даже егерям.
Майра Рахимбекова говорит, что раньше вместе с коллегами они изучали, какие темы экскурсий могут спровоцировать конфликтные ситуации.
— Главная заповедь экскурсовода – не навреди. Донося какую-либо информацию, надо быть очень осторожным. Как-то я вела экскурсию для туристов из Санкт-Петербурга. У монумента Независимости речь зашла об истории нашего края во времена Российской империи. Россияне ревностно отнеслись к моим словам: «Это же было добровольное присоединение к России».
Я даже не могла предположить, что из-за одного термина может сложиться не совсем приятная ситуация. Для меня это стало уроком. Нас всегда учили, что экскурсовод не должен допускать конфликтную ситуацию. Он должен уметь локализовать любой конфликт.
Туристов, приезжающих в Алматы, можно разделить на три большие группы – россияне, китайцы и европейцы. У каждой группы свои запросы, и к каждой экскурсовод должен найти свой подход.
— Мы, старшее поколение экскурсоводов, заранее пытаемся узнать, откуда и кто наши гости. Турфирмы, к сожалению, не всегда могут точно ответить. Но это очень важный момент.
Например, если гости из Германии, у памятника Абаю я читаю его стихи и стихи Лермонтова, ведь он перевел с немецкого на русский Гёте. Я рассказываю, что в музее Абая есть уголок Гёте, а в Германии — уголок Абая. Туристы всегда в восторге. Казалось бы маленькая деталь, а она важна.
Майра Жумагалиевна часто организовывает туры по знаковым местам наших гор и Алматинской области. И надо заметить, находится в отличной спортивной форме. Именно сейчас идет инвентаризация всех туристических маршрутов, которую проводит «Казахтуризм».
Рассказы о наших горах, которые имеют особую притягательность для приезжающих, входят в обязательную часть экскурсионной программы. Однако только восторженных эпитетов недостаточно.
— Кому-то я даю информацию с точки зрения топономики. Например, почему гора, ущелье и река получили название Талгар. Кому-то, например екатеринбуржцам, рассказываю, что их земляк, альпинист Анатолий Букреев в свое время приехал с Урала и тренировался здесь в рядах ЦСКА.
Цитирую стихи Букреева:
Горы имеют власть звать нас в свои края,
Там навсегда остались лежать наши с вами друзья.
Тянутся к высоте люди большой души,
Не забывайте тех, кто не пришел с вершин…
Он погиб на вершине Аннапурны в Непале вместе с альпинистом-видеооператором Дмитрием Соболевым. Но из их группы
в живых остался итальянец Симоне Моро, который до сих пор все восхождения совершает с казахстанским флагом
и считает Букреева своим учителем. Вот такие истории.
Новое – это то, что должно притягивать с точки зрения культуры и истории. История страны сегодня тоже читается заново. Иногда, как рассказывает экскурсовод, бывают и крайности.
— В век интернета столько разнотолков, молодым гидам сложно дается вычленять достоверную информацию. Вот совсем недавно одна из моих студенток совершенно серьезно сообщила мне, что лицо воина на монументе Независимости списано с лица нашего космонавта — прочитала в интернете. Я чуть в обморок не упала.
Сегодня много информации, так что выбрать истину непросто. И этому надо учиться.