25 вузов в Казахстане лишены лицензий и более 30 оказались вне списка размещения госзаказа. Все ли справедливо?
Проверки вузов выявили многочисленные нарушения в области:
Эти данные сообщило Минобразования 16 сентября.
Двумя днями ранее ведомство опубликовало решение Республиканской конкурсной комиссии касательно размещения госзаказа в вузах.
«Общественность давно требовала более жесткого подхода к размещению госзаказа. В нынешнем году мы это реализовали, хотя и знали, что это вызовет недовольство определенного числа вузов.
Решением Республиканской комиссии более 30 вузов, не соответствующих требованиям конкурса, исключены из перечня вузов, в которых размещается государственный образовательный заказ на 2020-2021 учебный год
Всего в конкурсе приняли участие 108 высших учебных заведений. Количество тех, в которых размещен госзаказ, существенно сокращено. Например, по группе образовательных программ «Право» обучение по государственным грантам будет осуществляться только в 10 вузах. Существенные изменения произошли и по другим программам», – поделился директор департамента высшего и послевузовского образования МОН РК Адлет Тойбаев.
На нашу просьбу в адрес Минобразования предоставить список вузов, попавших под репрессии, мы получили отказ, так как многие организации судятся с министерством.
Поскольку в состав комиссии вошла и Ассоциация вузов Казахстана, мы спросили у ее президента Рахмана Алшанова: по каким критериям шел отбор? Почему регулятор очнулся только в 2020 году?
— Сейчас в республике около 130 вузов, — говорит глава ассоциации. — О проведении оптимизации речь идет давно. И министерство пытается это сделать. Потому что, объективно, есть вузы, в которых не соблюдаются квалификационные требования, причем тянется это уже долго.
— Требования объективные?
— Есть спорные моменты, безусловно. Мы говорим, что если есть какие-то требования, предъявлять их все равно надо дифференцированно. Провели аккредитацию одного вуза. Оказалось, что из 47 специальностей в нем на более чем половине обучаются всего 1-2 студента. У другого вуза половина специальностей не были аккредитованы. И как быть? Объективно — не размещать в них госзаказ.
Для учащихся это будет сигналом — есть лицензия на оказание образовательных услуг, но у вуза нет госзаказа
Государство ведь размещает его как инвестиции в высшее образование для получения квалифицированных кадров. Значит, оно имеет право выбирать, кому давать гранты, а кому нет.
Как вообще вузы, к которым есть замечания по поводу недокомплекта на специальностях, могут работать рентабельно? Это ведь затраты на наем преподавателей, закупку учебников и пр. Так что в этой ситуации у вуза наверняка нет ничего, что должно соответствовать требованиям государства. Возникает резонный вопрос — можно ли говорить о качестве такого образования?
— Министерство говорит, что некоторые вузы, исключенные из перечня для размещения госзаказа, высказали свои претензии.
— Есть в списке региональные вузы, которые в такой ситуации оказались впервые. Например, Экибастузский инженерно-технический институт готовит специалистов по энергетике, и это единственный подобный специализированный крупный вуз. Там готовят кадры для работы на экибастузских ГРЭС. Также Рудненский индустриальный институт — он готовит специалистов для горно-рудной промышленности, и даже по заказу Солоковско-Сарбайского горно-обогатительного производственного объединения. Все идеально — есть контакт между вузами и будущими работодателями.
Одна проблема — министерство в своих требованиях подошло ко всем вузам одинаково, вне зависимости от его размера и специализации
Таким образом, работники действующих предприятий, которые хотят обучить в этих вузах своих детей, оказываются в неудобном положении.
В нынешнем году это был первый опыт с перечнями вузов, где госзаказ будет и не будет размещен. В следующем году он будет учтен и доработан. Из 30, которые не вошли в перечень размещения госзаказа, 20 и не возражали. Остальные 10 возразили, и госзаказ им оставили. И в этом был резон. Сразу уточню, что отказ в размещении госзаказа из-за несоответствия требованиям касается не вузов целиком, а отдельных специальностей.
— По каким параметрам принимались решения?
— Одним из них было место в рейтинге вузов НПП «Атамекен». Мы постоянно дискутируем на счет этого рейтинга, который составляется, исходя из пожеланий работодателей. В таком случае надо ознакомить с этими требованиями все вузы, а уже потом давать оценки.
Рейтинг составляется при отсутствии профессиональных стандартов для всех специальностей, которые должны выработать отраслевые ассоциации. На что ориентироваться-то? О том и споры.
Многие вузы восприняли включение в «черный» список болезненно. Со стороны комиссии, откровенно говоря, были допущены огрехи,
решение принималось впервые и «с колес». В целом направление, конечно, верное. Но чтобы в будущем не возникали вопросы, надо учесть нынешний опыт.
— Из тех высших учебных заведений, которые вылетели из списка размещения госзаказа, кто-то пытается обжаловать решение комиссии?
— К нам в ассоциацию обратились шесть таких вузов, мы направили в министерство письмо. Потому что по некоторым «потерянным» специальностям эти вузы на самом деле лидеры в Казахстане в рейтинге Национального аккредитационного агентства.
Мое мнение — ориентироваться надо не на какой-то один рейтинг, ведь их много. Подход должен быть комплексным.
Нам звонили из Актюбинска.
Какой-то вуз не попал в первую десятку рейтинга «Атамекен», из-за чего лишился госзаказа. Почему так?
Ведь этот вуз добросовестно готовит узких специалистов, и подготовка устраивает студентов и их родителей? В итоге дети, выигравшие гранты, не могут в нем учиться. Министерство тоже ориентируется на первую десятку рейтинга «Атамекен».
Я недоумеваю, при чем тут первая десятка, если вузов в стране около 130? Понимаю, если бы рекомендовали первую десятку, но давали право учиться на гранте в вузе с 15-й или 20-й позицией в рейтинге. Ведь абитуриент имеет право учиться в вузе, имеющем государственную лицензию, международную аккредитацию и не имеющему никаких нареканий.
Тогда мы спрашиваем у «Атамекена», как формируется их рейтинг? По отзывам работодателей и отраслевых ассоциаций. Но не в каждом регионе есть представительства.
На страну всего 40 ассоциаций, а специальностей 900. Профстандарты «Атамекена» разработаны всего на 200
А когда уделят внимание остальным 700? Кто будет по ним разрабатывать профстандарты и далее оценивать их выполнение? Вопросов и споров масса.
— Наверняка в тридцатке были те, что явно не соответствовали требованиям, и это не вчера случилось, а тянулось годами. Тогда почему министерство не контролировало и зачем выдало им лицензии?
— Конечно, есть такое. И мы много раз проговаривали там эту проблему. Это совершенно
разумная претензия к ведомству — кто виноват, что тот или иной вуз просто печатают дипломы?
Сейчас лицензий лишает только суд, министерство инициирует судебную тяжбу.
И часто суд встает на защиту прав студентов. В этом есть логика — куда девать учащихся и коллектив? Есть случаи, когда суд указывает на несправедливые нормы и требования.
Сейчас идут судебные тяжбы у университетов «Астана» (Нур-Султан), Центрально-Азиатского (Алматы) и Казахстанского морского (Актау). Кстати, я тоже призываю вузы к благоразумию: чтобы не создавать видимость обучения, надо закрыть непопулярные специальности. Но не все согласны. Никто не хочет сдаваться, обещают исправить ситуацию.
— В итоге годами тянется одно и то же?
— Ну да. Или закрывают вуз, а потом открывают под новым названием, переформатируют. И это непростая задача. Кстати, в США тоже есть университеты, которые дают сомнительное образование. В одном штате мы объездили несколько десятков вузов. Но там эту проблему сняли следующим образом — они ориентируются на работодателя, который решает, диплому какого университета верить. Так что люди свободны выбрать — или диплом ради диплома, или диплом ради карьеры.
Из собственных источников медиапортал 365info частично выяснил, какие вузы лишились размещения госзаказа: