Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Зачем казахи пришивают на одежду бусы — традиция Тана тағу

1829
Портрет Розы Баглановой

Украшения — не только богатство

Украшения в казахском обществе занимают особое место. И во многом это не показатель статуса или богатства, а скорее дань традициям, уходящим корнями глубоко в древность. Причем казахские украшения предназначались не только женщинам, они делались и для мужчин, и даже для коней.

В народном эпосе «Айман – Шолпан» есть такие строки:

Бай Маман әкем аты, атым Айман,
Сұр жорға алтын тұмар мен жайлаған.

Богач Маман мой отец, зовусь Айман,
На шею серого иноходца я повесила оберег золотой.

Сколько зарабатывали поэты в Великой степи – традиция Өлең шығарту


Бай Маман әкем аты, атым Айман,
Сұр жорға меруерт жалды мен жайлаған.

Богач Маман мой отец, зовусь Айман,
Гриву иноходца своего я украсила жемчугами.

Бай Маман әкем аты, атым Айман,
Сұр жорға ат алтын таға мен жайлаған.

Богач Маман мой отец, зовусь Айман,
Иноходца золотыми подковами я подковала.

Виды украшений

Все украшения разделяются на «Әшекейлік бұйымдар» (предметы украшения) и «Зергерлік бұйымдар» (ювелирные украшения). Кроме широко известных, таких как «сырға» (серьги), «сақина» (кольцо), «білезік» (браслет), предметов убранства у казахов великое множество. Перечислим только некоторые из них:

  • тұмарша – пластинчатые треугольные подвески-обереги для головного убора;
  • шекелік сабақ – плоские височные подвески лепестковой формы, выполнялись также в виде наконечника пики с подвесками;
  • шашбау – украшения для кос, составленные из объемных медальонов в виде овала или цепи с пластинчатыми подвесками;
  • тамақша – украшения для шеи и груди в виде овальной или прямоугольной застежки с подвесками;
  • тісшұқығыш – зубочистка (в этот набор входят ухочистка и ногтечистка) овальной или ромбовидной формы в основной части, внизу заканчивается вытянутым заостренным концом. Этот список можно продолжать долго.

Иногда ювелирные изделия даже служили тайниками

Например, в треугольном украшений «Тұмар» (оберег), изготовленном из драгоценного металла, девушка могла хранить письмо от своего возлюбленного. А еще она была вправе преподнести что-либо из убранства джигиту в знак своей симпатии.

Кому из казахов привилегии обеспечены по праву рождения – традиция «Ақсүйекті сыйлау»

У акына Кенена Азирбая есть стихи, где он вспоминает свои 18 лет:

Шетінде шай орамал күміс жүзік,
Қуантқан сүйген жардың сөзі келді.

Привязанным к уголку шелкового платка,
Серебряным перстнем от любимой весточка пришла.
(Смысловой перевод автора статьи)

Традиция Тана тағу

Традиций, связанных с украшениями, довольно много. Например, «Сырға салу» (надевание серег невесте); «Құда жүзік сыйлау» (преподношение перстней в дар  сватам); «Білезік сыйлау» (дарение браслета очень дорогим людям) и еще многие другие.

Одной из таких является «Тана тағу». Само слово «тана» связано с тем, что украшение напоминает выразительный коровий глаз — влажный, с поволокой. Казахи говорят «көзі танадай екен» (красивые большие глаза).

Вот что пишет ученый Шайзада Тохтабаева в книге «Серебряный путь казахских мастеров»:

«Тана – металлическая или перламутровая плоская бляха небольшого размера (до 2,5 см) в форме диска. Делались такие в виде цветка со многими лепестками и полусферой в центре – күмбез тана. Основу подобных изделий мастера выполняли в технике ковки, литья, штамповки, тиснения или ажурной ткани.

Бляха со вставкой из камня называется көз тана, с позолотой – алтын тана, с ложной зернью – сіркелі тана, с гравированным узором – безеу тана. Бляха из перламутра — меруерт тана. Изделия нашивают на любые, как летние, так и зимние головные уборы, а также на одежду, ленты для кос, кожаную, замшевую, парчовую или бархатную обувь.

Кто такие есепші, и почему они точнее гидрометцентра – традиция Күн қайыру

…Первые бронзовые бляхи в форме диска или розетки находят в захоронениях бронзового века (XVIII — XIX вв. до н. э.). Бляхи в виде диска, полусферы или многолепесткового цветка с различным декором производили во все последующие эпохи, в том числе в тюркский период».

Из этого следует, что традиция «Тана тағу» имеет очень глубокие исторические корни. Первопричиной ее появления было желание уберечь близких от сглаза. Особенно это касалось маленьких детей. Тана привязывали к рукам младенцев, а детям постарше пришивали к одежде.

Пришитый на одежду ребенка тана был своего рода намеком для родителей. Мол, ваш сын или дочь подросли и стали помощниками… а это повод для тоя.

Традиция в художественной литературе

Писатель Саин Муратбеков в повести «Қызыл алма» (Красное яблоко) описывает случай, который имел место в годы Второй мировой войны.

«Моя сестра Назира привела меня на зерновой ток. Старик Байдалы с глуховатым Кольбаем посадили меня на коня, который тянул малатас — каменную волокушу, с помощью которой сбивают зерна со снопов пшеницы.

– Вот как славно получилось, – сказал радостно старик Байдалы. – На коне тянущего малатас должен сидеть кто полегче. Это же для детей как игра. Ну, Канат, крепко держи удила.

…Закусив губы, я закрыл глаза, и все равно будто все кружится вокруг меня. Чувствую себя, будто вот-вот упаду, делаю уклончивое движение внутрь круга и крепко хватаюсь за луку седла…

За что казах мог высмеять своего сородича – традиция Жан-жануармен айтысу

– Стой! – слышу знакомый голос.

Привыкший к круговому движению, пестрый конь послушно остановился у края круга.

– Вот и хорошо, теперь ты стал настоящим джигитом, – произнес старик Байдалы. – Ты прямо раскрыл нам глаза, долгих тебе лет! Ну, Назира, передай матери, пусть делает той, ее сын стал джигитом.

– Да что передавать-то, кайнага (брат мужа), давайте пришьем тана, всего и делов, – сказала веселым голосом одна из женщин, ссыпающих пшеницу в мешки.

– Правильно, так и сделаем. Ну подруга, у тебя в кармане есть тана-
бусинка?

– А разве монетка с дырочкой не подойдет?

– Конечно подойдет, давай скорей!

– А у меня в кармане завалялась одна бусинка.

– Дай ее сюда, как раз то что надо.

Таким образом женщины со всего зернового тока, собрав у кого что есть и невзирая на мое сопротивление, нашили мне на рубашку бусинки и монетки.

…Придя домой очень уставшим, я даже не поужинал и сразу завалился спать. …Лежу полусонный, вдруг кто-то погладил меня по голове. Увидев нашитые на рубаху бусинки и монеты, моя мать, а это была она, тихо засмеялась. …По-моему, это был ее первый смех с тех пор, как пришла похоронка на отца.

– Бабушка Каната, вы видели грудь внука? – спросила она.

– А что случилось?

– Женщины на току пришили ему тана.

…Мама все еще гладила мои волосы.

– Как соберем весь урожай, надо будет зарезать одну из коз, и устроим
той для наших женщин.

– Тогда надо получше их кормить. Я сама этим займусь, – сказала гордая
за меня бабушка.

– Да, такова наша традиция, – подытожила мама».

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter