Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
491
+1.78
EUR
537
+0.67
RUB
5.04
-0.01

Кому из казахов привилегии обеспечены по праву рождения – традиция «Ақсүйекті сыйлау»

33442
фото: e-history.kz

Таких сословий, которые не входили ни в один из трех жузов, два: чингизиды и ходжи. Первое — степная аристократия, которая ведет свою генеалогию от общего предка Чингисхана. Второе — представители наследственной религиозной элиты.

В этой статье речь пойдет о чингизидах. Казахи называли их төре (почетный, руководитель). Это производное от слова «төр», так называется самое высокое  почетное место в доме. Ханское и султанское правление называлось төрелік (властвование, руководство).

https://365info.kz/2020/08/kto-takie-esepshi-i-pochemu-oni-tochnee-gidromettsentra-traditsiya-kyn-khajyru

Сохранилась старинная казахская пословица, в ней отражено уважительное отношение народа к чингизидам:

Төренің сүйегінен көпір салынса, басып өтпе.
Если из костей султанов проложен мост — не наступай.

Ханы по традиции избирались из төре на многолюдном курултае (собрании) путем торжественного обряда вознесения на белой кошме. Однако даже при всем уважении к потомкам Чингисхана,

если правитель допускал несправедливость, на ошибку ему указывали в открытую. Такая традиция называлась «Бетке айту» (высказать в лицо)

Если же хан позволял себе вседозволенность, попирая традиции и степные законы, в силу вступала другая казахская традиция — «Хан талапай» (всенародное наказание). Но эти две традиции — темы отдельных статей.

Узаконенная привилегия

Издревле существовала казахская традиция «Ақсүйекті сыйлау» (уважение, гарантии привилегий представителей «белой кости»). Она обеспечивала уважительное отношение со стороны общества. Юридически привилегированное положение төре было оформлено в казахском своде законов «Жеті жарғы» (свод законов Казахского ханства при хане Тауке).

Каждый төре (также называли султаном) имел право возглавлять «ел» или «ұлыс» (группа, состоящая из разных родов). За оскорбление султана словом полагался штраф в размере 26 голов скота и др.

За что казах мог высмеять своего сородича – традиция Жан-жануармен айтысу

Простолюдин, обращаясь к султану, называл его тақсыр (господин). Приветствуя его, он обязан был приложить обе руки к груди или правую руку к правому колену. Если во время случайной встречи с представителем ақсүйек простолюдин сидел верхом на коне, он должен был спешиться и преклонить одно колено.

Надо отметить, что

свое особое положение представители төре должны были подтверждать во время военных действий

И если военачальник был выходцем из қара сүйек (простолюдин), он не имел права наказывать представителя сословия төре.

Традиция в истории

Ученый Ермухан Бекмаханов в книге «Казахстан в 20-40 годы 19 века» привел такой факт:

«Султан Кенесары просидел в тюрьме города Ташкента около года. Наконец ему удалось послать просьбу об освобождении в Коканд тогдашнему кокандскому хану Мухамед-Али-хану. Хан исполнил его просьбу и написал обращение к Беглер-беги:

«Так как он (Кенесары) ханского рода, белой кости, тебе следовало бы дать мне знать о его вине и действовать по моему приказанию. Ты — раб. Неприлично, чтобы раб казнил господина. Немедленно выпусти султана Кенесары из тюрьмы!».

Поступок кокандского хана подтверждает и старинная поговорка:

Сұлтан сүйегін сатпайды.
Султан не предаст свою кость.

Традиция в художественной литературе

В романе Ильяса Есенберлина «Отчаяние» есть такой эпизод:

«К вечеру того же дня к ханским юртам подъехала группа взмыленных всадников. Передний, батыр Тайман, соскочил с коня и вошел к хану.

– Говори, батыр! – сказал хан Абулхаир после положенного приветствия.

Тайман батыр молча опустил голову.

– Я слышал, что у Красной скалы что-то произошло… — Хан наклонился по своей привычке к присевшему пониже батыру. – Или это просто слухи? Говори же, батыр!

За что казах мог высмеять своего сородича – традиция Жан-жануармен айтысу

– Нас постигла неудача, мой повелитель…

– Как все случилось?

…Хан Абулхаир не сдержал досадливого жеста. Хоть и понимал, что не укрепишь своей власти благородством, но и с принятыми среди батыров традициями приходилось считаться.

– …Я …вдруг услышал казахский клич «Аруах!»

– Это был Барак султан!

– Да, мои джигиты испугались и ускакали врассыпную. Я вынужден был отступить. Хоть и не испугался его, но он все же төре. Я не посмел на него поднять руку. Что подумают люди, и он ведь еще не выступил в открытую против вас?

– Ты поступил правильно, мой батыр. Древнее право гласит: «Снегом сметается снег, а хана может наказать лишь хан». Это нехороший пример для людей, когда простолюдин вроде тебя поднимает дубину на султана-төре без разрешения другого төре!

– Я тоже так подумал.

На этом Абулхаир завершил разговор».

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter