Нур-Султан
Сейчас
-8
Завтра
4
USD
431
+0.30
EUR
519
+2.90
RUB
5.66
-0.02

Удалось ли образованию Казахстана преодолеть парадигмы советской системы?

550
фото: kp.ru

Ранее, социолог Есет Есенгараев на своей странице в ФБ разместил пост, в котором назвал качество советского образования мифом. Тема вызвала довольно бурное обсуждение, и Есенгараев решил продолжить ее уже в виде презентации своей книги.

Дословно: 

«В своем прошлом посте я затронул проблему живучести мифа о лучшем в мире советском образовании. Пост предсказуемо вызвал неоднозначные отклики. Особенно эмоциональны были те, кто был против моих выводов. И такая реакция моих противников также была предсказуема.

В продолжение прошлой дискуссии сегодня я решил начать публикации разделов моей книги «Общество, институты и социальная наука», посвященных проблемам советского образования и науки.

Достижения есть, но точечные

Руководство советской системы также во многом стремилось решить проблему модернизации, опираясь на развитие образования и науки. В их развитии в советском обществе были достигнуты значительные успехи.

В частности, СССР стал страной всеобщей грамотности, а по развитию науки и промышленных технологий если не вошел в группу ведущих стран, то, по крайней мере, значительно обошел большинство стран мира.

Спасать от коронавируса должна наука, которой нет — эксперт

В некоторых сферах науки в Советском Союзе были созданы целые школы мирового уровня. По ряду же направлений научно-технического развития СССР определенное время занимал лидирующие позиции в мире, например, в развитии космических технологий.

Но в целом

советскому обществу не удалось создать современную систему образования и науки,

аналогичную таким же институтам в развитых странах. Причины такого результата имеют системный характер.

Главное — идеология

В условиях советского общества образование и наука были в подчиненном положении в отношении институтов власти и идеологии, и их институционализация не была дифференцированной, как в развитых странах.

Советские институты образования и науки должны были выполнять прежде всего директивы, исходящие от господствующих институтов, а при таком положении они не могли стать современными институтами. Так, задача, стоящая перед институтом образования, была прежде всего не образовательная, а воспитательная, в соответствии с требованиями советской идеократии.

Как коронавирус изменил роль государства в Казахстане

Хотя от науки требовали новых знаний, тем не менее главным условием ее существования было соответствие советской идеологии. Подчиненность науки политическим институтам наиболее выпукло проявилась в грубом вмешательстве советской власти в теоретические дискуссии в сфере генетики и кибернетики.

На то, что

институт науки в советском обществе был прежде всего идеологическим феноменом, а лишь потом научным,

косвенно указывает и советский плеоназм «научно-исследовательский институт». Тем самым, наверное, подчеркивалось, что такие учреждения должны иметь и исследовательскую функцию.

Социогуманитарные дисциплины в советском обществе властью определялись как партийные науки и подвергались особенно жесткому контролю, с целью обеспечения их соответствия идеологическим канонам марксизма-ленинизма. Крайне негативно на развитие образования и науки влияли такие советские ценности и нормы, как простота и вал.

Жертвуя качеством

Господствующее положение этих ценностей постоянно воспроизводило ситуацию, при которой для выполнения количественных показателей плана почти во всех сферах общества жертвовали качеством.

В итоге

в Советском Союзе удалось победить неграмотность, но основная часть советского народа, научившись читать и писать, не смогла обрести навыки логического мышления

и не владела литературным языком, соответствующим уровню образованных людей. И такой результат был неизбежным, так как советское образование развивалось ускоренно, больше через насаждение простых форм, чем на основе культивирования сложных знаний и практик.

Почему рост на мировых биржах нельзя воспринимать как восстановление экономики

Тоталитарные установки советской власти привели к фактическому уничтожению философии, запретам на развитие социологии, культурологии, антропологии, то есть видов знания и науки, образующих когнитивную основу современности.

Очень точно выразил упрощенный подход к философскому образованию, характерный для советского общества, Владимир Маяковский: «Мы диалектику учили не по Гегелю».

И

такая упрощенная модель образования неизбежно проигрывала по своим результатам образовательным системам современных стран

Традиции советской модели образования, ориентированной на самые простые интеллектуальные нормы, сохраняют свое влияние в большинстве постсоветских стран, с соответствующими последствиями для возможностей их современного развития…

Самое читаемое
© «365 Info», 2014–2021 info@365info.kz, +7 (727) 350-61-36
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter