По мнению Есета Есенгараева, образование и наука были излишне политизированы, и осколки этой модели сохраняются и в современном Казахстане.
Ранее, социолог Есет Есенгараев на своей странице в ФБ разместил пост, в котором назвал качество советского образования мифом. Тема вызвала довольно бурное обсуждение, и Есенгараев решил продолжить ее уже в виде презентации своей книги.
«В своем прошлом посте я затронул проблему живучести мифа о лучшем в мире советском образовании. Пост предсказуемо вызвал неоднозначные отклики. Особенно эмоциональны были те, кто был против моих выводов. И такая реакция моих противников также была предсказуема.
В продолжение прошлой дискуссии сегодня я решил начать публикации разделов моей книги «Общество, институты и социальная наука», посвященных проблемам советского образования и науки.
Руководство советской системы также во многом стремилось решить проблему модернизации, опираясь на развитие образования и науки. В их развитии в советском обществе были достигнуты значительные успехи.
В частности, СССР стал страной всеобщей грамотности, а по развитию науки и промышленных технологий если не вошел в группу ведущих стран, то, по крайней мере, значительно обошел большинство стран мира.
Спасать от коронавируса должна наука, которой нет — эксперт
В некоторых сферах науки в Советском Союзе были созданы целые школы мирового уровня. По ряду же направлений научно-технического развития СССР определенное время занимал лидирующие позиции в мире, например, в развитии космических технологий.
Но в целом
советскому обществу не удалось создать современную систему образования и науки,
аналогичную таким же институтам в развитых странах. Причины такого результата имеют системный характер.
В условиях советского общества образование и наука были в подчиненном положении в отношении институтов власти и идеологии, и их институционализация не была дифференцированной, как в развитых странах.
Советские институты образования и науки должны были выполнять прежде всего директивы, исходящие от господствующих институтов, а при таком положении они не могли стать современными институтами. Так, задача, стоящая перед институтом образования, была прежде всего не образовательная, а воспитательная, в соответствии с требованиями советской идеократии.
Как коронавирус изменил роль государства в Казахстане
Хотя от науки требовали новых знаний, тем не менее главным условием ее существования было соответствие советской идеологии. Подчиненность науки политическим институтам наиболее выпукло проявилась в грубом вмешательстве советской власти в теоретические дискуссии в сфере генетики и кибернетики.
На то, что
институт науки в советском обществе был прежде всего идеологическим феноменом, а лишь потом научным,
косвенно указывает и советский плеоназм «научно-исследовательский институт». Тем самым, наверное, подчеркивалось, что такие учреждения должны иметь и исследовательскую функцию.
Социогуманитарные дисциплины в советском обществе властью определялись как партийные науки и подвергались особенно жесткому контролю, с целью обеспечения их соответствия идеологическим канонам марксизма-ленинизма. Крайне негативно на развитие образования и науки влияли такие советские ценности и нормы, как простота и вал.
Господствующее положение этих ценностей постоянно воспроизводило ситуацию, при которой для выполнения количественных показателей плана почти во всех сферах общества жертвовали качеством.
В итоге
в Советском Союзе удалось победить неграмотность, но основная часть советского народа, научившись читать и писать, не смогла обрести навыки логического мышления
и не владела литературным языком, соответствующим уровню образованных людей. И такой результат был неизбежным, так как советское образование развивалось ускоренно, больше через насаждение простых форм, чем на основе культивирования сложных знаний и практик.
Почему рост на мировых биржах нельзя воспринимать как восстановление экономики
Тоталитарные установки советской власти привели к фактическому уничтожению философии, запретам на развитие социологии, культурологии, антропологии, то есть видов знания и науки, образующих когнитивную основу современности.
Очень точно выразил упрощенный подход к философскому образованию, характерный для советского общества, Владимир Маяковский: «Мы диалектику учили не по Гегелю».
И
такая упрощенная модель образования неизбежно проигрывала по своим результатам образовательным системам современных стран
Традиции советской модели образования, ориентированной на самые простые интеллектуальные нормы, сохраняют свое влияние в большинстве постсоветских стран, с соответствующими последствиями для возможностей их современного развития…