Есет Есенгараев, казахстанский социолог, призвал сограждан «преодолеть приверженность к ложным мифам».
Об этом он высказался на своей странице в Facebook.
«Советская система за довольно короткий исторический период сумела совершить рывок в образовании. За два-три десятилетия страна была покрыта сетью школ и вузов. Миллионы людей получили образование, которое не могли получить в предшествующие периоды. Но за такой образовательный рывок приходилось жертвовать качеством, высокое качество могли обеспечить только в ограниченном количестве. И это было неизбежно. Из-за особенностей советской системы особенно низким был уровень социогуманитарного образования. Как следствие,
в советском обществе при относительно высоком уровне технических знаний было очень много алогичных и косноязычных людей
Тем не менее советская система, претендовавшая на мировое лидерство, объявила, что она создала лучшее в мире образование.
А советские люди, в большинстве своем получившие ускоренное и не очень качественное образование, охотно поверили в этот миф. И сегодня этот миф о высоком или даже о высочайшем уровне советского образования является одним из самых живучих и востребованных мифов среди постсоветских людей. Они, конечно, не считают придуманный советским агитпромом миф о высоком уровне советского образования мифом. Они считают его реальностью, данную им в их ощущениях.
С теми, кто верит в этот миф, корректно дискутировать невозможно. Это невозможно, так как верящие в этот миф не основываются на логических аргументах и на обоснованной выборке данных, а основываются на вере в то, что греет их души. И таких людей, особенно среди тех, кому за 40, явное большинство. А те, кому за 40, получили свое образование в рамках советской системы. Пусть некоторые уже закончили среднюю школу и часть вузы в 90-е, но эта образовательная система в своей основе все еще была советской.
Даже сегодня наше образование, несмотря на все реформы, остается по своей философии советским. Не в смысле приверженности советской идеологии, а по своей логике, основанной на приверженности ценностям отчетности и упрощенного мышления. Здесь, предупреждая вопли по поводу «антисоветских реформ» в образовании, подчеркну, что инициаторами и проводниками реформ были люди, получившие советское образование. И не только в Казахстане.
Так было почти во всех постсоветских странах. И других реформаторов эти страны не воспитали и не заслужили
Какие проблемы порождает этот миф о лучшем в мире образовании? Во-первых, миф о лучшем в мире образовании создал и поддерживает у его приверженцев ложные представления о себе и об окружающем мире. В этой картине мира они оказываются в очень приятном для себя положении, превосходя по уровню своего образования другие народы, в том числе народы развитых стран. Во-вторых, этот миф одновременно препятствует критическому осознанию людьми своего образовательного уровня. А раз нет способности к критическому анализу своего образовательного уровня, то не могут появиться и стимулы к его изменению.
И в-третьих, этот миф, способствуя консервации ложных представлений и ценностей, одновременно закрепляет систему воспроизводства малообразованных и самодовольных людей. Поэтому если мы хотим изменить себя и стать современной страной, мы должны преодолеть свою приверженность к ложным мифам и сформировать более объективные представления о мире и о себе. Иначе мы и дальше будем оставаться не в очень радостном состоянии, одновременно обвиняя в этом всех, кроме себя»,
— говорится в посте.