Эскалация протестного движения в Беларуси требует значительных финансовых потоков. Сейчас к таким вложениям ни готовы ни Европа, ни Америка, ни Россия. Внутри самой страны настолько богатых противников Лукашенко нет. Об этом говорит Ерлан Мадиев, эксперт ИМЭП.
Массовые протесты в Беларуси, вспыхнувшие после оглашения результатов президентских выборов, продолжаются уже на протяжении нескольких дней. Ситуация остается весьма сложной, поступает противоречивая информация.
Так, государственные СМИ сообщили, что подразделения силовых органов постепенно уходят с улиц, и ситуация начинает стабилизироваться.
Кроме этого, накануне было опубликовано обращение главного кандидата от оппозиции С. Тихановской, которая призвала протестующих признать результаты выборов. Чуть ранее стало известно, что Тихановская покинула страну и находится в Литве.
Нарушения в работе «Казахстан Темiр Жолы» носят политический характер — Ашимбаев
На первый взгляд может показаться, что властям Беларуси удалось полностью взять под контроль ситуацию в стране и пережить очередной электоральный цикл.
Вместе с тем, западное и российское информационное поле рисует несколько иную картину.
Так, по сообщениям некоторых СМИ, протесты перекинулись с улиц на ряд государственных предприятий, где нашли поддержку рабочих. С другой стороны, сообщается о задержании представителей как западных, так и российских СМИ, которым не дают возможности объективно освещать происходящее.
На этом фоне представители ЕС и США уже выступили с угрозами санкций против Минска.
Однако большего интереса заслуживает сообщения о том, что белорусская оппозиция, находящаяся за рубежом консолидируется. Эти силы объединяются вокруг Тихановской и планируют действовать по так называемому «венесуэльскому» сценарию.
Польша и Литва уже выступили с инициативой посредничества в переговорах между оппозицией и режимом Лукашенко. То есть,
по сути ряд европейских стран уже признали легитимность требований белоруской оппозиции
Таким образом, события в Беларуси начинают обретать весьма сложный характер, и некоторые наблюдатели уже начали предрекать сценарий «цветных революций».
Однако, на данный момент сценарий тотальной дестабилизации Беларуси выглядит весьма маловероятным.
Во-первых, протестный потенциал в стране не достиг критической точки. И власти, судя по всему, могут контролировать его благодаря административным и силовым ресурсам. В стране нет значительного расслоения общества и обнищания населения, которое может создать объективную основу для массового социального взрыва.
Белорусы устали от Лукашенко, но хотят союз с Россией, — Султанов
Во-вторых, несмотря на появления свежих лиц в рядах белорусской оппозиции, у них нет финансовых ресурсов для организации масштабных политических акций. Всем известно, что в Белоруссии нет крупных олигархов и элитное поле находится в «стерильном» состоянии. В этих условиях перспективы организации очередного майдана выглядят весьма туманными.
И на конец, в-третьих, для организации смены режима оппозиции потребуется заручится солидной поддержкой извне, и речь идет не только о дипломатической поддержке, но и готовности инвестировать значительные ресурсы на политическую авантюру в стране, которая граничит с Россией.
Готов ли Запад в самый разгар пандемии принимать участие в разжигании очередного кризиса на постсоветском пространстве? Навряд ли.
Заинтересован ли Кремль в смене режима в Минске – также маловероятно. Как отмечают российские эксперты, несмотря на все проблемы в российско-белорусских отношениях, в Москве отчетливо понимают, что
кандидатура Лукашенко является наиболее безопасной и предсказуемой с точки зрения сохранения пророссийского вектора
во внешней политики РБ.
И самое главное. Даже если от Минска отвернутся как на Западе, так и в России, то образовавшийся буфер может всегда заполнить Китай. Эта страна уже вложила существенные финансовые ресурсы в экономику Беларуси.
На фоне коронакризиса и нехватки ликвидности на мировых рынках, в Пекине вряд ли откажутся от перспективы усиления влияния в стране, соединяющей Европу и Россию.