«Экстраординарное единство, проявленное всеми сегментами нового советского народа, помогло ему отбить вторжение германского нацизма». Эта цитата четы социологов, супругов Веббов, стала стартовой точкой любопытного научного исследования о решении национальных вопросов в СССР. Предполагалось, что национальные противоречия разрушат СССР, но все произошло с точностью до наоборот. Каким-то образом национальное разнообразие помогло выиграть войну. Этому посвящена статья политолога Бернарда Стерна.
Она была опубликована в издании American Sociological Review в июне 1944 года на страницах 229-235 (Том 9, №3). Перевод дословный, сокращенный. Автор – Бернард Стерн (Bernhard J.Stern, Columbia University). Дословно:
«…причиной (успехов СССР — прим. ред.) стала успешная политика в отношении меньшинств. Сегодня успешность замысла и воплощения этой политики признана практически везде, но совсем недавно имело место совершенно отрицательное отношение к национальной политике в СССР. Особенно язвительной была критика от Макса Гильдеберта Боэма (MaxHildebertBoehm, EncyclopediaoftheSovietScience, Federalism) –
«…даже принцип расового федерализма, практически реализованный в СССР, предлагает притворное решение национальных и особенно культурных проблем. Создание Советских социалистических республик и автономий с национальными номенклатурами представляется мерой, отделяющей от правительства присущую ему черту – быть доменом культурной деятельности…Коммунистическое рвение произвести революционные изменения искусственно возрождает национальную жизнь даже самых малых племен и народностей. Сама по себе эта процедура у коммунистов показывает, что на самом деле они не относятся к национальным меньшинствам серьезно. Их усилия нацелены на реализацию идей социальной революции и мобилизации неграмотных масс, а также завоеванных и нецивилизованных народов против их же правящих классов…»
Подозрительное отношение к мотивам советского режима в отношении обсуждаемого вопроса наблюдалось не только в германской школе политологии в лице господина Боэма, но имело достаточно широкое распространение. Многие люди внутри самой советской России и за ее пределами критиковали эту программу признания национальных культур народов СССР, считая это реакционным предательством социалистического интернационала.
Многие критики теории марксизма и некоторые эпигоны с ограниченным знанием марксистской литературы посчитали это узконаправленным экономическим детерминизмом, а также процессом, базирующимся на классовой борьбе, которая игнорирует национализм. Создав подобную ошибочную концепцию, они утверждали, что признание национальных различий в корне своем является ревизионизмом в марксизме.
Советские лидеры игнорировали критиков и продолжали реализацию своих идей, которые сегодня дали такие плодотворные результаты. Политика правительства СССР в отношении национальных меньшинств стала тактикой сохранения власти и распространения контроля.
Эта стратегия выросла из советской философии исторического материализма, который отрекается от расового фактора как двигателя и решающей силы истории
Советским лидерам не пришлось испытать особые трудности при работе с якобы отсталым человеческим материалом. Вне зависимости от пигментации и языковых различий, советские лидеры вовлекали этот материал в общественную жизнь на равных, при этом превалировали возможности реализации талантов простого человека. Один из самых важных принципов марксизма в том, что более низкий социальный статус человека не является показателем его природных способностей. Вместо такого подхода
низкое социальное происхождение следует рассматривать с точки зрения исторических причин, а также роли в производстве какого-то продукта
Марксизм учит, что индивидуальное и национальное поведение формируется условным влиянием внешней среды. Таковая определяется наличием или отсутствием классовой эксплуатации и, в свою очередь, порождает недоверие среди людей и подогревает националистические настроения.
Применение этой теории в практике общественной жизни в СССР дало советским лидерам уверенность, что стоит устранить фактор классовой эксплуатации, и они вовлекут малые и мелкие народы в искусство, литературу и науку.
Коммунисты СССР полностью разрушили политику царского режима. Как и все империалистические режимы, русский царизм в своих колониях:
Поэтому
политика большевиков в отношении меньшинств не была случайной
Она стала результатом реализации принципов марксистской философии.
Философия Карла Маркса и Фридриха Энгельса могла навсегда остаться теорией, если бы не мудрое и эффективное руководство государственным строительством в СССР Иосифом Сталиным. Именно он сразу после революции был назначен народным комиссаром по делам национальностей.
Он весьма тщательно обдумал российский национальный вопрос задолго до того, как Советы взяли власть. Еще в 1912-1913 гг. в своей полемике с Бундом и меньшевиками, которые поддерживали провальную политику Австро-Венгрии в области национальностей, Сталин заложил основы своей будущей национальной политики.
Он критиковал абстрактные и «кружевные» формулировки, которыми пользовались те, кто хотел решить национальный вопрос вне его привязки к месту и времени. Сталин ставил конкретные вопросы о реальном положении дел. Полученные ответы вскрыли масштаб проблематики и сложности национального вопроса в России, с которыми столкнулись большевики, когда захватили власть.
Сталин писал:
«…На Кавказе есть народы с самобытной культурой и особыми языками, но у них нет литературы… При этом там же есть народы, которые находятся в состоянии перехода – кто-то частично ассимилируется, кто-то развивается… Как применить к ним принципы национально-культурной автономии?… Что сделать в отношении мингрелов, абхазов, аджарцев, лезгинов и сванов и многих других, у которых есть свои языки, но нет собственной литературы? К какой нации их прикрепить? Можно ли их «организовать» в национальные союзы? Вокруг каких «культурных дел» надо их организовывать?… К какому национальному союзу следует прикрепить аджарцев, говорящих на грузинском языке, но являющихся мусульманами и придерживающихся турецкой культуры? Следует ли их организовать с грузинами в вопросах культуры и отделить от грузин в вопросах религии?…»
На подобные вопросы он дал ответы, которые заложили фундамент национальной политики СССР.
Все эти события можно объяснить подходом Сталина, озвученным им в 1921 и 1922 гг., согласно которому надо принимать в расчет различия в экономической развитости частей бывшей царской империи и народов, ее населяющих. Сталин отмечал, что из 140 млн человек самой экономически развитой была Великороссия.
Из 65 млн невеликороссов стадию капитализма прошли украинцы, беларусы, немного азербайджанцы и частично армяне
А еще в царской России было 30 млн невеликороссов, а точнее и преимущественно тюрков Туркестана, народов большей части Азербайджана, Дагестана, а также территорий, населенных татарами, башкирами и кыргызами. Большая часть из них находились в полуфеодальном или кочевом состоянии. Они не имели как таковых ни форм капитализма, ни промышленного пролетариата.
Роль партии заключалась в том, чтобы подтянуть народы, лишенные некоторых аспектов современной цивилизации, до состояния европейской части России
С тем, чтобы они организовали советскую власть, выстроенную в соответствии с их культурой. Сталин указывал на необходимость создания этими народами собственных судов, административных органов, предприятий и всех процессов на родных языках. В обязательном порядке предписывалось организовывать газеты, журналы, школы, театры, клубы и прочие учреждения культурного и образовательного назначения.
Особый упор Сталин делал на выращивание национальных кадров, способных выстроить конструктивную работу, адаптированную под местную экономическую специфику, классовую структуру, культуру, традиции и привычки. Он категорически предупредил о недопущении механической трансплантации экономических мер, принятых в центральной России.
Среди прочих полное право на развитие получили евреи, не имевшие своей национальной территории и растворенные среди народов России.
Сталин серьезно предупреждал, что корень будущих проблем заключается в неспособности выявить конкретную специфику местного населения и адаптировать идеи коммунизма к местной культуре…
Его предложения составили фундамент для постановления 10-го съезда партии в марте 1921 года.
…Многонациональный союз был оформлен первой конституцией в 1924 года. В 1936 была принята новая Конституция СССР. Между двумя конституциями советскому режиму пришлось преодолеть немало трудностей. Приходилось разбираться с конфликтующими факторами.
Первым был «великорусский шовинизм», который Сталин основательно развенчал. Он писал, что его феномен заключался в высокомерном и пренебрежительном, а также бездушно-бюрократическом отношении русских чиновников к нуждам и потребностям национальных меньшинств (И. Сталин, 1923 г., о партийно-государственном строительстве).
Вторым фактором было недоверие меньшинств к искренним порывам русских коммунистов. Оно обрело формы «контрнационализма» в ответ на то, о чем писал Сталин.
Но имела место и другая сторона этого вопроса – исторически сложившийся шовинизм в отношении других неславянских народов, угнетаемых царями.
Например, Сталин хорошо разбирался в сложностях кавказского шовинизма – грузинский направлен против армян, осетин и аджарцев, а также ряда других меньшинств на территории сегодняшней Грузинской советской республики. Азербайджанский шовинизм направлен против армян. И наоборот. Узбеки Бухары и Хорезма противостояли туркменам и кыргызам.
При этом в некоторых регионах, например Украине и в Армении, существовали еще и антисоциалистические сепаратистские движения, вбиравшие в себя представителей среднего класса. Некоторые из таких движений получали финансовую поддержку извне. Их целью было воспользоваться национальной политикой большевиков так, чтобы разрушить СССР.
К 1941 году в СССР книги печатались на 90 языках
О развитии литературы среди неславянских народов России после большевистской революции писал Алексей Толстой. Он отмечал, что советское литературное движение, охватившее Среднюю Азию, дало условия для возрождения национальных культур…
Далее, как и во всей статье, авторы продолжили анализировать советский строй и его достижения за период 1917-1941 гг. Для многих наших сограждан, особенно историков, этот материал ничего нового не представляет.
Представляет интерес внимание западной науки к феномену советского социалистического интернационализма. По мнению ученых, именно он составил идеологическую основу отчаянного героизма коллективного советского народа.