Разработчики приложения еще полгода назад ставили минздрав в известность об обнаруженных ими приписках записей и посещений.
Пока минздрав вместе с Фондом социального медицинского страхования разбирается с масштабами фиктивных вызовов к врачу тысяч казахстанцев, разработчики информационного сервиса Damumed сообщили пользователям любопытную информацию.
Еще 17 февраля генеральный директор ТОО «Центр информационных технологий «Даму» Наталья Киль писала ныне арестованному вице-министру здравоохранения Олжасу Абишеву о массовых приписках посещений.
Однако пациентов помимо странных вызовов в приложении Damumed волновали и другие вопросы. Например, факты регистрации ИИН пациента на чужие мобильные номера. Или включение в состав семьи посторонних людей. Многие из самых популярных вопросов мы адресовали разработчикам.
— Почему приложение Damumed, разработанное для пациентов, не содержит в себе электронный дневник здоровья? Ведь так им было бы легче контролировать возможные приписки со стороны врачей.
— Сегодня для пациентов доступны регистрационные данные о приемах и вызовах на дом. А также рецепты, больничные листы и результаты лабораторных исследований для контроля и мониторинга получаемых медицинских услуг. Приложение позволяет:
Мы уже сейчас работаем над обеспечением возможности просмотра своей полной электронной медицинской карты в соответствии с Кодексом о здоровье с применением технологии мобильной ЭЦП.
Скандал с Damumed: врач рассказал, кто и зачем мог делать приписки
Пока пациенты могут вести свои дневники наблюдения за основными физиологическими показателями. Они доступны также и для лечащегося врача — чтобы проводить удаленный мониторинг за состоянием здоровья пациента.
— Мобильное приложение не адаптировано для людей с инвалидностью, что делается в этом направлении?
— Здесь нужно понимать, о какой группе инвалидов идет речь. Нашим приложением могут пользоваться большинство.
К примеру, человек с ограниченными возможностями передвижения через наше приложение может вызвать врача на дом.
Для слабовидящих людей приложение адаптируется под общие настройки экрана телефона
Мы готовы к сотрудничеству с общественными организациями. И если будут конкретные предложения по улучшению функциональности для отдельных категорий пациентов, с удовольствием их примем.
— Может ли врач или кто-либо другой корректировать электронный паспорт здоровья или оповещения и записи с целью спрятать приписки или другие противоправные действия?
— Нет. Это не зависит от приписки. В любом случае, ни одна медицинская запись в системе не может быть удалена, ее невозможно спрятать. Нами применяется система фиксирования действий пользователей.
— Кто имеет доступ к электронным паспортам здоровья пациентов? Только конкретная поликлиника и только на своих прикрепленных пациентов, или же база данных единая? Частные медцентры имеют доступ к электронным паспортам здоровья?
— Доступ к медицинским данным регламентирован Кодексом «О здоровье народа и системе здравоохранения» (статья 273 «Тайна медицинского работника»). То есть доступ к персональным медицинским данным должен быть ограничен процессом оказания медицинской помощи или мероприятий по экспертизе качества ее оказания в рамках своих должностных обязанностей.
В системе есть разграничение прав и ролей доступа, уровней секретности
При этом с целью контроля доступа и обеспечения информационной защиты применяется система фиксирования действий пользователей.
— Как вы можете прокомментировать случаи, когда люди не могли зарегистрироваться в приложении, их ИИН уже был привязан к другому номеру. Это значит, что медицинские сведения о человеке находятся в распоряжении третьего лица. В таком случае о сохранности персональных данных не может быть и речи!
— К мобильному приложению доступ для пациента дает медицинская организация. В данном случае,
возможно, поликлиники указывали в карте пациента номер телефона — и по всей видимости, неактуальный
Возможно, многие из нас не посещали поликлинику. Поэтому при отсутствии актуального номера там заполнили некорректный номер.
Damumed изначально был обречен на серьезные проблемы — эксперт
Доступ к медицинским записям о состоянии здоровья невозможен. На текущий момент нам неизвестен ни одного случая неправомерного доступа к информации через мобильное приложение. После выхода новой версии приложения, надеемся, мы сможем уже использовать мобильную ЭЦП. Тогда эта проблема просто исчезнет.
А пока пациенты могут направить заявку в свою поликлинику или позвонить нам в круглосуточный Call-центр по номеру +7 7775 007 03 50 для исправления некорректных данных.