Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
450
+0.72
EUR
490
+1.14
RUB
4.89
+0.01

Damumed изначально был обречен на серьезные проблемы — эксперт

8463
Галия Тобатаева, фото с сайта almaty.gov.kz

Все чаще одни пациенты поликлиник находят у себя в приложении Damumed непонятные записи на прием, а другие и вовсе не могут зарегистрироваться в информационной системе. Им приходит уведомление, что их ИИН привязан к другому мобильному телефону. Социальные сети буквально завалены публикациями с возмущениями.

Скандал с Damumed: врач рассказал, кто и зачем мог делать приписки

«По итогам мониторинга амбулаторно-поликлинической помощи, за первое полугодие 2020 года было выявлено 11 607 случаев фактически не оказанных, но внесенных в информационные системы медицинских услуг на сумму 75 415 970 тенге. Удержанные суммы Фонд снова направляет на оплату оказанных медуслуг», — сообщил Фонд социального медицинского страхования.

Приписки посещений: кто врет?

Некоторые поликлиники объяснили, откуда в мобильном приложении появляются записи на прием к врачу. Например, администрация алматинской поликлиники №17, которая одной из первых в стране провела цифровизацию, утверждает, что ни медучреждению, ни врачам нет никакого смысла приписывать посещения.

Клиники получают финансирование по принципу подушевого норматива на каждого прикрепленного пациента. Этот норматив одинаковый для всех и не зависит от количества обратившихся

Кроме того, у врачей фиксированная зарплата, а доплату они получают за категорию, а не за количество обслуженных пациентов.

Разработчики Damumed поспешили заверить всех, что само по себе мобильное приложение работает корректно:

«Мы частная IT-компания, разработавшая МИС и мобильное приложение Damumed за свои собственные инвестиции. Не являемся надзорным органом здравоохранения или клиникой. Мы создали электронный медицинский сервис для пациента, которым хотели бы пользоваться сами, вместе с нашими детьми и пожилыми родителями. Хотим, чтобы наше мобильное приложение стало инструментом прямой связи между врачами и пациентами», — говорится в обращении.

Однако работа информационной системы на самом деле далека от совершенства. Председатель общественного объединения инвалидов «Подранки», член консультативно-совещательного органа в области социальной защиты инвалидов при правительстве Галия Тобатаева на себе испытала все несовершенство цифрового медобслуживания.

Приложение не для всех

— Действительно, у поликлиник подушевой норматив, — говорит Тобатаева. — Раньше на каждого прикрепленного пациента было 800 тенге в месяц, сейчас 1 000 тенге. Некоторые вообще не приходят в поликлинику, но финансирование на них все равно идет. С другой стороны, есть беременные, инвалиды, пенсионеры, они затратные. И они могут за 1 месяц исчерпать все годовое финансирование.

— В комментариях на Facebook вы сказали о некорректной работе приложения Damumed. В чем это выражается? 

— У приложения есть как мобильная версия, так и версия для компьютера. Но они отличаются друг от друга, у них разный функционал. Если бы компьютерная версия была адаптирована как мобильное приложение, нам было бы гораздо легче и удобнее, мобильный интернет был бы не нужен. А при нынешней ситуации необходим интернет как для комьпютера, так и для сотового телефона.

Мобильное приложение не адаптировано для инвалидов. Мне много раз звонили люди, особенно незрячие, и жаловались, что не могут воспользоваться приложением.

Оно не проговаривает им свои опции, так что для незрячей категории людей Damumed вообще бесполезен

Кроме того, в приложении сплошная путаница. Есть раздел «оповещения». Там и записи к врачу, и приглашение на скрининговый осмотр, и плановая диспансеризация. Нет возможности проверить, а была ли я на приеме, на который записана. На самом деле оповещать надо только о необходимости пройти скрининг.

Опция «Мои записи» позволяет оценить услугу, посмотреть талон к врачу. Однако и это неравнозначно оказанию самой услуги. Со мной было несколько таких случаев, когда я приходила к врачу, врач вытаскивала талон и отправляла уже к узкому специалисту. При этом никто не контролирует, попала я к нему или нет. А талон так и висит в приложении. Это же заблуждение. В записях есть вопрос — были ли вы на приеме? Это значит, что услуга ставится под сомнение. И чтобы указать, что ее не было, сначала нужно оценить качество. Качество неоказанной услуги.

Процесс без контроля

— Всех пациентов приложение оповестило, что в разделе «Мои рецепты» можно посмотреть список назначенных лекарств. Так ли это? 

— Нет, поэтому я могу однозначно сказать, что мы не можем полностью пользоваться заявленными преимуществами Damumed. В разделе «Рецепты» у меня пусто, возможности подать заявку на продление рецепта нет. А если пациент диабетик, которому принимать лекарства надо ежедневно? Нам же обещали, что хронические больные не будут по сто раз бегать в поликлинику за рецептами. Вышло иначе, приходится бегать.

— Критика наших граждан в адрес Damumed в том числе затрагивает отсутствие в приложении электронного паспорта здоровья. Никто из нас не может увидеть, какую услугу ему оказали реально. 

— Именно. Это же вся история болезни и прекрасный инструмент для контроля за возможными приписками.

Предыдущее руководство минздрава на правительственных часах говорило, что паспорта здоровья есть, они везде интегрированы. Но это ложь

Их нет ни в мобильном приложении, ни в личном кабинете eGov. С компьютера у опции статус «услуга в разработке», этот вопрос меня напрягает больше всего. А вы видели свой электронный паспорт здоровья?

Пациент и его здоровье

— Да, когда разбиралась со своей поликлиникой по поводу каких-то выдуманных записей. 

— Пока мы не будем видеть наши паспорта здоровья, никакого контроля за освоением денег фонда медстрахования не будет. Все эти оповещения, записи и талоны — ерунда.

Если бы в приложении был электронный паспорт здоровья, его не надо было бы распечатывать в случае обращения, допустим, в другую клинику. Чтобы сторонний врач видел историю заболевания прямо на моем телефоне.

В данный момент получается дискриминация. Врачи знают о нас все, а мы о себе ничего

Заполнение протокола приема — занятие не быстрое. Как правило, за время приема врач не успевает его заполнить. Пациент уходит с рекомендациями и не знает, что в итоге записано в протоколе. А может там вообще указаны неверные сведения? И наличие у пациента доступа к своему паспорту здоровья минимизировало бы походы в поликлинику для разбирательств и уточнений.

— А разве частные клиники не имеют доступ к нашим паспортам здоровья?

— Нет такой интеграции. У всех частных клиник стоят свои программы. Их же много, не только Damumed. Поэтому возникает путаница. Наличие в приложении всей нужной информации решило бы кучу проблем.

Года 2-3 назад за использование этой информационной системы каждое медучреждение платило 2 тысячи тенге за рабочее место. Сейчас вроде стоимость равна 5 тысячам

То есть поликлиника платит разработчикам за предоставление этой услуги. Ну если поликлиники работают по договору, и их пациенты имеют под рукой сырое приложение, почему они не потребуют доработать программу?

Защита персональных данных

— Отдельный вопрос — защита персональных данных. Насколько в этом плане приложение безопасно?

— Разработчики утверждают, что наши персональные данные под защитой. А у меня есть сомнения, так как многие не смогли зарегистрироваться. Их ИИН оказался привязан к чужому номеру телефона. А к чьему, никто не знает. Это защищенная программа?

Как-то я пришла в поликлинику, мою карту открыли на компьютере. И пока я полчаса сидела, за этот компьютер, не закрывая мой паспорт здоровья, присаживались пять медсестер. Хотя, по идее, должен только тот, у которого есть логин и пароль к базе данных паспортов.

Цифровые технологии — это прекрасно, но при отсутствии платежеспособности, я уже не говорю об инвалидах, цифровизировать всех не получится

Даже многие медсестры в поликлиниках со своей низкой зарплатой не имеют элементарного WhatsApp. А чтобы массово оцифровать пациентов, каждому как минимум нужен мобильный интернет.

Так что вопрос доступности этих передовых технологий всему населению остается открытым. Сюда же надо отнести и отсутствие навыков у многих людей пользоваться гаджетами. Пенсионерам особенно тяжело даются подобные вещи, хотя как раз они частые посетители больниц. Разработчики в оперативном порядке должны решить все проблемы, вызвавшие негатив в обществе.

Мониторинг регионов

— Вы проводили мониторинг цифровизации в регионах и даже делали доклад председателю Агентства по противодействию коррупции Алику Шпекбаеву. Что именно вы выявили?

— Это было в 2018 году, однако я не думаю, что ситуация кардинально изменилась. Мы же ведем речь не о крупных городах, а о регионах. Вот как о цифровизации областей тогда говорила спикер сената Дарига Назарбаева:

«Планируется, что с 1 января 2019 года все поликлиники и больницы перейдут на безбумажное ведение медицинской документации. Это очень оптимистический прогноз, потому что медучреждения в регионах на уровне села и отдаленных населенных пунктов пока не могут похвастать доступом к интернету. Также, как и оснащением современными компьютерами».

Мониторинг подтвердил ее слова. Есть населенные пункты, где мобильный интернет есть, но с такой низкой скоростью передачи данных, что применение мобильных приложений исключено.

Опрошенные пациенты не владели информацией об отмене амбулаторных карт и внедрении с 2019 года электронных паспортов здоровья, равно как и о мобильных приложениях

Вот какую реальную картину мы видим. Но Казахстан это ведь не только три мегаполиса!

Так вот, именно там наблюдается удручающая картина с цифровизацией. В некоторых стационарах отсутствует автоматическая передача сведений о госпитализированных больных в поликлинику по месту прикрепления. В большей части медучреждений не созданы call-центры. Отсутствует служба поддержки пациентов, электронные табло, нет внедрения записи на прием к врачу через Интернет. Нет современных технологий управления очередями, консультирования в режиме реального времени и наблюдения пациентов с использованием компьютеров и смартфонов.

Редакция направила разработчикам приложения Damumed несколько вопросов, которые наиболее часто возникают у пользователей.

© «365 Info», 2014–2024 info@365info.kz, +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter