Карантин и коронавирус мобилизовали всех волонтеров Казахстана без учета их прежней специализации. Это и понятно — инфекция оказалась и новостью №1, и самой главной угрозой. Но Дильмира Блац, волонтер, чья специализация — поиск пропавших людей, говорит, что работы у нее меньше не стало.
Дильмира — руководитель-координатор волонтерского движения Lider.kz по Алматы и Алматинской области. Во время карантина волонтеры Lider.kz, поддержав акцию «Бiз бiргемiз», развозили продуктовые корзины.
Дильмира вместе со своими единомышленниками обслуживала Алматинскую область, некоторые члены команды работали в Алматы вместе с общественным объединением «Я Алматинец». Еще часть ребят были задействованы в работе по дезинфекции города.
— Дильмира, почему ваш профиль именно поиск пропавших?
— Года три назад у нас в поселке пропала пожилая женщина-почтальон. Искать вышли практически все жители села. К сожалению, нашли уже тело…Человек погиб. И я поняла, как важна помощь. Так я попала в группу поисковиков и осталась.
Волонтерство дает ощущение нужности. Мне важно научить молодежь знать и понимать, что люди в нас нуждаются. Со мной работает моя семья — муж Сергей, старший сын Ринат. Младший сын Илья, ему 14, собирает деньги в копилку, и когда кому-то нужна помощь, он без сомнений делится сбережениями.
Илья видит нашу работу, слышит наши разговоры и понимает, что помощь волонтеров важна и нужна.
Бывает, что мы не успеваем, потому что к нам слишком поздно обращаются
— А позитивные истории поиска пропавших есть?
— Да, и их очень много.
Около 80% пропавших мы находим живыми и здоровыми
Например, недавно в Алматы пропал дедушка с болезнью Альцгеймера. Искали по всему городу. А оказалось, что он сам добрался в Туркестанскую область автостопом, когда-то жил там. Уже в селе потерял сознание, упал. А в больнице лечащий его фельдшер, как оказалось, накануне листала Инстаграм и увидела ориентировку на своего пациента. Доктор сразу позвонила мне, хотя была уже ночь. Я попросила сделать фото старика — это действительно оказался он. Мы тут же сообщили родственникам, что дедушка жив-здоров, все закончилось хорошо.
Радует, что люди неравнодушны, они читают нашу страницу в соцсетях и сразу реагируют
Буквально недавно занимались поисками пожилой женщины с расстройством памяти, она вообще часто уходит из дома. Нашли на следующий день — она гуляла в другом районе города вместе с собакой.
— Существует какая-то технология поиска пропавших?
— В первую очередь мы собираем всю информацию о человеке, делаем ориентировку и раскидываем информацию по соцсетям.
Наши представители есть в 38 городах Казахстана, так что в течение пяти минут все необходимые сведения о пропавшем человеке охватывают всю страну
Дальше информация расходится по личным каналам связи через друзей и родственников. Кроме того, наши волонтеры расклеивают ориентировку на пропавшего по всему городу.
Затем формируется отдельная поисковая команда и штаб поисковиков, они выезжают на место поиска, начинаем работать.
Важно, что мы напрямую сотрудничаем с Департаментом полиции в Алматы и Алматинской области, а также с участковыми полицейскими. Кроме того, работаем с магазинами и ТРЦ.
Пропавших детей часто находим именно в развлекательных центрах
Там на помощь приходят охранники, они работают по ориентировке.
— Сколько всего в стране волонтеров-поисковиков?
— Поисками пропавших у нас регулярно занимаются около 2 тыс. волонтеров. Но молодое крыло, люди до 30 лет, задействованы только в рассылке информации. На поиски мы их не берем — ведь иногда находим и погибших, так что бережем психику молодых. Поэтому средний возраст волонтеров-поисковиков — 35-38 лет.
Найти волонтерскую организацию Lider.kz можно на их страницах в Инстаграме: