Ерлан Мадиев, специалист ИМЭП, считает, что власти Беларуси нашли действенный способ борьбы с протестами.
На выходных протестная активность в Беларуси продолжилась с новой силой. По различным оценкам, в акции протеста приняли участие от 150 до 250 тысяч человек. Уже пятнадцатый подряд день акций несогласных с официальными итогами выборов показал, что у протестующих еще не «иссяк пыл», люди готовы продолжать выходить на улицы и отстаивать свои требования.
С другой стороны, картинки в СМИ и интернете демонстрировали действия Лукашенко, который, устояв перед первой волной протестов в стране, судя во всему, постепенно также начинает привыкать к «новой нормальности».
Если первая реакция властей на протестное цунами, которое застало врасплох политический центр, была во многом хаотичной и сопровождалась огромным количество ошибок, то по мере развития ситуации действия государственных структур, прежде всего силовиков, постепенно начали укладываться в понятную логическую линию.
Выход из кризиса займет от 2 до 5 лет, а пока надо потуже затянуть пояса — экономист
Главный тезис в дискурсе властей сводится к «внешней угрозе с Запада» — максимально размытой категории, которая включает в себя НАТО, Европу, США и соседей, «находящихся на западной границе».
Какой-либо ясной реакции со стороны ЕС и НАТО на белорусский кризис не наблюдается. Тем более нет речи об открытой поддержке оппозиционных сил.
«Европейских флагов на демонстрациях нет. И
Евросоюз не намерен превращать Беларусь во вторую Украину»,
— сказал верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Ж. Боррель.
Однако Лукашенко продолжает настаивать, что страна находится под угрозой интервенции с западного фронта.
На фоне усугубившихся социально-экономических проблем (Всемирный Банк ожидает сокращения экономики РБ на 4% в 2020 г.), бесконтрольного распространения COVID-19 в стране, а также кризиса легитимности в результате провальной организации президентских выборов, у Лукашенко практически не осталось других инструментов мобилизации остатков общественной поддержки, кроме как делать ставку на фактор «врага у ворот».
В этом контексте внешнеполитическая напористость ближайших соседей Минска — Литвы, Латвии и Эстонии, только играет на руку действующему президенту.
Очевидно, что Лукашенко решил стоять до конца и опираться на силовую машину. За последние дни протестов к подразделениям МВД и ОМОНа начали активно подключаться силы Министерства обороны, а Лукашенко сменил свой гражданский дресс-код на военную форму.
Осенняя атака гриппа и COVID — можно ли ее остановить?
Власть стремится переиграть основной сюжет происходящих событий, представив их не в качестве борьбы против протестов, а противостояние попыткам лишить Беларусь ее суверенитета и независимости.
Понятно, что вопрос, верит ли сам в эту версию официальный Минск, не имеет особого значения, так как
основная линия сводится к тому, чтобы максимально затянуть время и дать возможность протестам «выдохнуться»
Очевидно, что в протестном движении власть видит определенные проблемы и слабости. На днях их весьма лаконично суммировал журналист Би-би-си Джон Фишер, находящийся в Минске:
«Эти демонстрации хоть и органичны, но слабо организованы, поэтому на площади Независимости нет сцены или громкой связи».
Таким образом, судя по текущей динамике, политический кризис в Беларуси еще далек от окончательного завершения, а страна еще долго может находиться в ситуации политического тупика.