В США активно продвигается идея необходимости обострения геополитической борьбы с Москвой за влияние в Центрально-Азиатском регионе.
Карло Каро — специалист в области нетрадиционных способов ведения военных действий. Он ярый сторонник идеи распространения и утверждения американского влияния в Центральной Азии. Его статьи на эту тему регулярно публикуются на сайтах The Foreign Affairs, The Huffington Post, Cfr.org.
Карло Кан искренне уверен, что страны Центральной Азии мечтают попасть под влияние США. Он буквально отказывает региону в праве на политическую и экономическую независимость, называя его «задним двором Москвы». Вот что он пишет в очередной статье.
Когда-то я верил, что США и Россия могли бы создать стратегический альянс, подобный тому, что сокрушил нацистскую Германию. Я считал, что
обе державы смогут стать глобальным полицейским, объединив усилия и борясь за мир
Я заблуждался. Что еще хуже, был наивен.
Начиная с 1917 года целью Москвы было создать некий мир, который бы составил альтернативу Западу с его либеральной демократией. На международной арене валютой являются политическая и экономическая мощь. Москва всегда была слаба экономически, поэтому жизнь заставляла ее достигать своей цели военными мерами.
Массовые митинги в Хабаровске — Путин теряет Дальний Восток?
Для Москвы Центральная Азия играет жизненную и стратегическую роль. Первоначально развал СССР не был воспринят элитами Центральной Азии с энтузиазмом, поскольку своим положением они были обязаны именно СССР.
Когда вдруг появилась угроза устаревания элит, они перешли на националистическую риторику, чтобы удержать власть. Даже после распада СССР отношения Москвы и новых независимых республик сохранились. Но Россия более не могла заявлять права на важные ресурсы региона. С этих пор
основная задача российской внешней политики — сохранение монополии на экспорт и транспортировку углеводородов в пределах бывшего СССР
Независимость для Центральной Азии имела и еще одно последствие. Для США открылся портал, чтобы ретранслировать свое влияния на этот «задний двор Москвы».
Республики воспользовались преимуществами своей независимости и новых политических границ в регионе, стараясь уменьшить зависимость от Москвы. И старались сохранить хорошие отношения с обеими сторонами геополитического противостояния.
Западные нефтяные компании хотели зайти на этот рынок и воспользоваться его преимуществами. А Туркменистану был нужен трубопровод через Афганистан на Пакистан.
Вашингтон давил на Туркменистан, чтобы контракт на строительство трубопровода был передан корпорации Unocal
Потом надо было организовать встречу Афганистана и Пакистана. Ставки были высоки – в случае успеха комбинации Вашингтон добился бы нового уровня в отношениях с Пакистаном, своим старым союзником. И может и даже более дружеского настроя со стороны Афганистана.
Медицинский кризис породил экономический, политический рядом — Ашимбаев
Эксплуатация газовых месторождений в Туркменистане американской компанией также способствовала установление гармоничных отношений между США и Туркменистаном с Узбекистаном.
США четко понимают важность Афганистана для добычи нефти и газа в Центральной Азии. Трубопроводы через через это государство были бы выгодны, поскольку шли бы в обход Ирана, который с 1979 года находится под санкциями.
Встал вопрос установления разумных и стабильных отношений с Талибаном. Россия планировала пустить трубопроводы через Казахстан и свою восточную часть, чтобы несколько сдержать амбиции США.
Понимание того, какова стратегическая ценность региона, пришло к Штатам только после теракта 11 сентября. В качестве территории, через которую пойдут грузы для поддержки военных операций в Афганистане, Америка и ее союзники выбрали регион Центральной Азии.
Пришлось основательно надавить на Россию, чтобы та помогла наладить этот канал. Несмотря на то что Москва считала это риском потери своего влияния в регионе.
С 2011 по 2015 примерно половина всех поставок для войск НАТО в Афганистане шла через Северную распределительную сеть в этом регионе. Хотя поставки с территории Пакистана стоили бы меньше.
Так появилось американское военное присутствие на территории, которую Россия считала своей
Непосредственно у границ «Русского мира».
Это было стратегической ошибкой России. Оккупация Афганистана Америкой и войсками НАТО, а также углубление и расширение связей с республиками региона в связи с афганской войной ставили под угрозу амбиции Путина. Поэтому в 2003 году Россия поставила в Кыргызстане свою военную базу. Тем самым заявив всему миру, что не уступит американцам контроль над регионом.
В отношении Запада республики ведут себя по-разному. От тотально нейтрального, как поступает Туркменистан, до сотрудничества, как, например, Узбекистан.
Бодрые прогнозы министров о росте экономики стремятся к нулю — «Ак жол»
Но все они не хотят, чтобы война из Афганистана пришла в регион, и потому углубляют связи с крупными игроками. Все они, кроме Таджикистана, укрепляющего отношения с Россией, работают на укрепление связей с США.
Москва намерена выдавить Америку из региона и восстановить свое присутствие и влияние. То есть продолжать доминировать в отношениях с республиками Центральной Азии, которые в основной массе приветствовали присутствие США.
Деятельность Америки в Афганистане успеха принесла мало. Однако полный вывод войск будет означать установление в стране контроля Талибана и России. А это еще более серьезные траты и расходы.
Штаты должны продолжать содержать боевые части и сохранять военное присутствие в Афганистане и регионе в целом. Это весомый контраргумент амбициям России