Некачественное планирование, отсутствие контроля и попытки решать медицинские проблемы пропагандистским аппаратом привели к росту социальной напряженности.
10 июля президент Касым-Жомарт Токаев на расширенном заседании правительства обозначил перед кабмином устранение системного сбоя, который привел к серьезным последствиям. Глава государства пригрозил чиновникам отставкой, если они в течение двух недель не найдут вариантов для исправления ситуации.
Двумя днями ранее в своем обращении Токаев возложил вину за вспышку коронавируса в Казахстане на бывшее руководство минздрава. Публичной порке подверглись так же топ-менеджеры Фонда социального медицинского страхования и ТОО «СК-Фармация». Пилюли розданы, задачи поставлены. Главный вопрос — справятся ли? И каким будет Казахстан в ближайшей перспективе? Политолог Данияр Ашимбаев назвал происходящее серьезным системным сбоем.
— Президент дал правительству две недели на исправление ситуации. В противном случае готов его распустить. Прав ли глава государства, и если он распустит правительство, какие альтернативные претенденты у него есть?
— После того, как парламент ушел на каникулы, распускать правительство – означает, что в стране до сентября будет работать временное.
Токаев поручил уволить руководство Фонда медстрахования и «СК-Фармации»
Я считаю, что на действующий кабмин одновременно свалилось слишком много задач. Во-первых, Елбасы дал поручение отработать выполнение своей предвыборной программы и партии «Нур Отан». Действующий президент также выступал со своим обращением и дал поручения. На правительстве лежит большая текучка. Сюда добавить события в Арыси, на Кордае. Кабинет, как мы видим, завален работой.
В этой текучке, которой сейчас стало еще больше из-за карантина, вырабатывать стратегии очень тяжело. С одним согласен —
в здравоохранении стратегия была выбрана порочная. Коммерциализация здравоохранения, переход к медстрахованию,
приватизация больниц, НИИ и поликлиник — лишнее. Страна оказалась технически не готова к карантину. Прежнее руководство минздрава наделало все ошибки, которые возможны. Смена руководства – новость хорошая, но сейчас нужно выходить на большое обсуждение вопросов, что со здравоохранением делать дальше. Выполнять прежние планы, оказавшиеся ошибочными, явно не вариант.
— Критика же звучала не только в адрес минздрава?
— Разбираться нужно и со всей системой госуправления. Принималось немало бюджетных и госпрограмм, исполнение которых сильно хромает. Системного контроля нет. Счетный комитет красиво выступает, но в принципе из года в год говорит одни и те же вещи. Это некачественное планирование, нецелевое финансирование, некачественный контроль за финансовыми потоками в квазигоссекторе.
Меняются цифры, названия министерств, госхолдингов, а системные проблемы те же
И если раньше было хоть какое-то подобие контроля в виде паспорта бюджетных программ, сейчас ничего этого нет. Идет обыкновенное освоение денег без каких-то показателей. Паспорта отменены, все перешло в ведение самих министерств. Миллиарды мелькают то вправо, то влево, а толку от этого движения никакого нет. Управление в квазигоссекторе тоже не меняется. Тот же КМГ весь в долгах, вся прибыль уходит на их погашение.
https://365info.kz/2020/06/otstavka-birtanova-minzdrav-dopustil-vse-vozmozhnye-oshibki-ashimbaev
Создание такого оператора, как «СК-Фармация», закончилось коррупцией и скандалами. Конца и края этому не видно. Соцмедстрахование пошло по пути ФОМС – офисы, скандальчики, а толку никакого нет. То есть в целом вся система лишена какого-то четкого контроля, нормальной стратегии развития, не поставлены четкие задачи.
В здравоохранении, образовании, сфере занятости, экономике, диверсификации, поддержке малого бизнеса ориентиров нет. Всем этим, в том числе и контролем за исполнением госпрограмм, должна заниматься администрация президента, поскольку правительство – орган исполнительный. Он сам себе стратегию придумывать не будет.
И сейчас, на мой взгляд,
вешать всех собак на правительство смысла нет. С учетом существующего шквала проблем, правительство в целом справляется
Ругать нового министра здравоохранения пока рано. Да и в нынешней ситуации заниматься перспективным планированием крайне сложно. Ему бы разгрести созданные завалы. Есть проблема с минтруда, минобразования, постоянными скандалами в сфере минкультуры и общей координации их работы. Это и есть наиболее больные места в системе госуправления.
— Президент отметил и не очень радужные экономические показатели.
— Если говорить об экономике, нужно исходить из того, что прежде всего нужна стратегия. Следует разукрупнить слишком сконцентрированные ведомства. Считаю, что нужны министерство труда и занятости, министерство транспорта и коммуникаций, министерство строительства и сильный монопольный орган. Потому что часто эти вопросы тонут во внутреведомственном согласовании, хотя их следует вытаскивать на первый план.
Ну и, разумеется, нужна четкая система планирования и контроль за исполнением. В любом учебнике по менеджменту весь алгоритм давно прописан. Не нужно изобретать колесо. Тогда никого будет не нужно и снимать с должностей. Четко поставленные задачи и неизбежность серьезного контроля — и все те же, кого мы сегодня ругаем, будут работать как часы. Минимум процентов 90 из них точно.
— Что подразумевал президент, когда в своем прошлом выступлении сильно критиковал прежнее руководство минздрава? Нас ждут новые посадки и увольнения?
— Общественность требует «скальпа». И власть должна на это среагировать. По крайней мере нужно провести проверку. И не такую формальную, как в случае с бывшим главным санврачом Алматы. Сейчас нужны не посадки, надо назвать виновных и наказать их дисциплинарно.
Главное – выявить системные проблемы и понять, как их решать. А то будет как с «Хоргосом» — сажали-сажали, а проблема осталась
И ощущение, что сажали не ради борьбы с коррупцией, а ради контроля над хлебными местами. То же самое касается «СК-Фармации». Сколько руководителей были уволены со скандалом или посажены, а принцип работы не изменился.
Сейчас не лучший момент переходить на страховую медицину – профессор медицины
Сколько писали о планах минздрава по сносу 40 старых больниц и строительству 16 современных? Но ни на уровне министра, ни профильного вице-премьера, ни администрации президента не прозвучало политической оценки этого предложения. А она нужна. Чтобы народ понимал, что власть берет на себя ответственность и собирается ситуацию исправлять. То, что президент обозначил системные ошибки, хорошо уже само по себе.
— Кто в этом системном кризисе способен на разработку новой концепции?
— Тот же вопрос. Проблема эпидемии и системных ошибок в здравоохранении стоит уже несколько месяцев. Почему бы не провести большое республиканское совещание в виде видеоконференции с участием руководителей региональных управлений здравоохранения и главврачей больниц и медицинских НИИ? У нас ведь немало высококвалифицированных специалистов в системе здравоохранения.
На уровне президента или премьера провести такое совещание в прямом эфире и обозначить, какие проблемы стоят и как их решать
Я был на парламентских слушаниях по кодексу о здоровье и слышал очень профессиональный разговор Нурлана Нигматулина. Он знал и позицию минздрава, и медицинской общественности, и позицию ВОЗа. У меня было впечатление, что в медицине он разбирается лучше, чем министр Биртанов, сидевший в уголке и что-то комментировавший.
В Казахстане достаточно специалистов в области здравоохранения, чтобы рекомендации и комментарии люди слушали не от заместителей акимов со своими тараканами в голове. Обсуждают ситуацию с эпидемией все, кроме самих врачей. Сейчас момент как раз такой, когда один аким говорит одно, второй – другое и в этом ассортименте всевозможных мнений нет ни одного от лечащего врача. Не все же Комаровскому из Киева комментировать.
— Каким вы видите социальный Казахстан в конце 2020 года? Население на фоне системных ошибок сидит без денег, без лекарств и возможности попасть в больницу за помощью.
— Если ситуация не изменится, мы столкнемся с еще большим ростом безработицы и падением доходов населения. Те немногие сбережения, что были у людей, съедены за предыдущий карантин. Перспектив создания новых рабочих мест – ни временных, ни постоянных – не наблюдается.
Болеть мы будем и дальше. И если в первом полугодии проблема была с коронавирусом, сейчас – с двусторонней пневмонией.
На фоне общей нервозности и ухудшения ситуации у людей будут обостряться другие болезни. Ситуация в здравоохранении, доходами и трудоустройством станет только хуже
Настроение у людей достаточно злобное и агрессивное.
Сейчас все обвиняют население в том, что оно паникует и сметает лекарства из аптек. А кто пугал в марте страшилками, что мы все умрем? Кто говорил не заниматься самолечением, а мест в больницах нет и с лекарствами проблемы? Проблема была создана сверху. Поэтому объяснимо, что народ уже не расстроен, он разозлен и находится в паническом состоянии.
И тут еще этот вопрос принудительного изъятия донорских органов. Он обсуждается несколько месяцев, а политического ответа так и не последовало
Социального оптимизма все это не прибавляет. Вдобавок не будем забывать, что зимой начнется электоральная кампания.
Весь этот букет событий может привести к радикализации настроений, в том числе и националистических. Это проблема, с которой государство одномоментно справиться не сможет.
— Делать-то что?
— Чтобы избежать социальных катаклизмов, нужно выработать общую стратегию развития. Яркий пример того, что без особого указания никто делать ничего не хочет – резкое шевеление акиматов после поручения президента о решении проблем с лекарствами.
Я полагаю, в ближайшее время государство должно обстоятельно обсудить все проблемы здравоохранения и экономики. Пора проводить региональные чистки. Акиматы не дорабатывают – это очевидно. Неспособность их справиться со своими прямыми обязанностями сегодня может плохо закончиться их неготовностью провести предвыборную кампанию. В столице придется пойти на серьезные кадровые решения.
Недавний рейтинг фонда «Стратегия» показал, что все акимы упали по баллам. И это еще их оценивали интеллигентные эксперты. А представьте, если бы это делало население, у которого нет денег, работы и лекарств?
Если сейчас не показать здоровую альтернативу тому, что творится, к концу года проблема, мягко говоря, будет очень нехорошей. Где-то может полыхнуть. Где-то на социальной почве, где-то на национальной. Строгими выговорами тогда не отвертеться никому.
При коронавирусе акимы отрабатывают «на троечку» — рейтинг
Системные меры нужны.
Уровень критичности по отношению к государству резко растет
Президент выступает порой правильно и хорошо, но он не может один закрывать проблемы всей страны. Это должны делать его администрация, министры и акимы. Думать нужно не об имидже, а о выходе из медицинского кризиса, который порождает экономический, а вместе — политический. Доверие к органам власти сильно подорвано.
— Ну да, особенно цинично выглядят радостные доклады акимов о том, как они решили проблемы с лекарствами. Чего на самом деле нет.
— Такое поведение называется «специально нарываться на проблемы». И тут еще свежеуволенных чиновников сразу трудоустраивают на другое место. Бюджеты выделяются по-прежнему на вещи, вызывающие вопросы. Все воспринимают ситуацию так, что власть не в состоянии оторваться от кормушки и выйти из режима гигантского хапка.
Если заболеваемость и спадет сама по себе, и люди немного успокоятся, доходы у них быстро не восстановятся. Так что не время для полутонов.
— Те, кто потерял близких в этой войне с болезнью, долго еще не забудут отношение государства, не оказавшего возможную помощь.
— Проблема была порождена системным сбоем – некачественными планированием, контролем и попытками решать медицинские проблемы пропагандистским аппаратом.
Запугивания, которое шло в начале кризиса, блокирования подъездов полицией хватило на очень небольшое количество заболевших
А теперь, когда понятно, что жестким карантином проблема была только усугублена, говорить людям, что они во всем виноваты, не есть профессионально со стороны власти. Может и виноваты, что поддерживали социальные связи, маски не носили, пренебрегали медицинскими рекомендациями. А кто-нибудь вспомнит, как быстро и часто менялись эти самые рекомендации и требования?
Не было никакой логической осмысленности, кидались из стороны в сторону не глядя, не обдумав. Вот и получили все, что хотели. Если сейчас не взяться за голову и руки, к концу года можно остаться и без того, и без другого.