За нарушение масочного режима алматинцам грозит штраф в 83 тысячи тенге. Мониторинговая группа Департамента контроля качества и безопасности товаров и услуг проводит рейды. Уже есть оштрафованные граждане. Насколько такая мера законна с правовой точки зрения?
Доктор юридических наук, профессор Каспийского университета Роман Подопригора еще в конце мая в своем телеграм-канале Roman.Law, ссылаясь на статью 425 в КОАП «Нарушение требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также гигиенических нормативов», писал: «…сами санврачи утверждают, что их акты не относятся к нормативным… (то есть к законодательству)». А значит, «эту статью применять нельзя».
— Роман Анатольевич, чем отличаются нынешние требования по соблюдению масочного режима и каков алгоритм наказания?
— В этот раз ситуация несколько иная. Cанитарных правил (читайте – законодательства) по коронавирусу раньше не было. Сейчас они появились.
Принцип такой: наказывать по статье 425 должны не за нарушение предписаний санврача, а за нарушение санправил
Статья 425 изначально сфокусирована на законодательство, начиная с Кодекса об охране здоровья и заканчивая приказом министра. Постановления санврачей в законодательство не входят.
В Санитарных правилах появились положения о масках. Однако язык актов у нас такой, что приходится домысливать самому.
Как я понимаю,
ношение масок предполагается в закрытых помещениях и общественном транспорте
Кроме того, это обязательно на ряде объектов, куда входят салоны красоты и вообще сфера услуг. Есть требования к религиозным объектам. К примеру, священнослужитель должен вести службу в маске. Есть и другие объекты с требованием о ношении масок.
— Почему сегодня возникла эта ситуация?
— В СМИ была информация, что за отсутствие масок в Алматы наказали 160 человек. Непонятно было, где они нарушили режим требования? Если их останавливали на улице, возникают сомнения в законности.
А если мониторинговая группа зашла, к примеру, в салон красоты или на производственный объект, тогда все законно.