Пандемия коронавируса существенно нарушила привычный ритм межгосударственного взаимодействия. Лидия Пархомчик, эксперт ИМЭП, объяснила, как меняется система геополитических координат в современных условиях.
Глобальное ухудшение эпидемиологической обстановки спровоцировало переход системы международных отношений в «национальный режим» работы. То есть в условия вспышки распространения COVID-19 безопасность населения стала безусловным приоритетом каждого государства.
Сложившаяся ситуация, несомненно, запустит необратимые процессы трансформации, которые затронут и сферу международного сотрудничества. Вместе с этим нельзя не отметить, что после того, как первичный шок был пройден, международные партнеры приложили максимум усилий для поиска новых оптимальных механизмов кооперации.
Налоги для богатых в Казахстане: когда повысят и к чему это приведет? — эксперты
Будучи опытным дипломатом, президент Касым-Жомарт Токаев четко осознает необходимость сохранения конструктивного диалога между странами. Нельзя не согласиться с его утверждением, что коронакризис не должен нанести урон международному сотрудничеству. Пандемия стала настоящим вызовом для современной дипломатии, и только совместными усилиями сторон появится шанс его преодолеть.
Взаимоотношения с региональными партнерами остаются в числе ключевых стратегических направлений внешнеполитического курса Казахстана. Обновленная Концепция внешней политики РК на 2020-2030 гг., утвержденная в марте 2020, закрепляет преемственность курса Первого Президента – Елбасы Нурсултана Назарбаева.
Многовекторность, прагматизм и проактивность составляют принципиальную основу казахстанской внешней политики
С момента обретения независимости Казахстан позиционировал себя в качестве активного и ответственного участника международного сообщества. Став полноправным членом семьи Организации Объединенных Наций (ООН), республика последовательно отстаивала курс на укрепление атмосферы доверия.
Вопросы обеспечения безопасности как в региональном, так и в глобальном масштабах составляют приоритетное направление внешнеполитической стратегии страны.
Как восстановить экономику после пандемии? Готовые рецепты
Не вызывает сомнений тот факт, что мир стоит на пороге глобальных трансформаций. Весь евразийский континент и Центральная Азия, в частности, входит в период перебалансировки сил.
Грядущие изменения ролей ключевых держав в системе международных отношений актуализирует потребность в устранении глобальных противоречий и проблем, критическая масса которых может стать угрозой для фундамента современного миропорядка.
Результатом пандемии COVID-19 стало ускорение геополитического времени. Речь идет о том, что ключевые геополитические тренды последнего десятилетия в период после коронакризиса станут проявляться более выражено. Неминуемый рост напряженности по существующим линиям геостратегических разломов потребует проактивного подхода в вопросе налаживания межгосударственного диалога.
Казахстан всегда являлся сторонником поиска взаимоприемлемых компромиссов для разрешения конфликтных ситуаций
Отличительной особенностью миротворческих инициатив республики является стремление максимально использовать механизмы превентивной дипломатии. Стремясь внести конструктивный вклад в глобальную и региональную безопасность, страна стала лидером антиядерного движения.
Беспрецедентной стала инициатива созыва СВМДА. Аналогов этой диалоговой площадке просто не существует. Учитывая, что потенциал взаимодействия стран-членов Совещания в вопросах устранения геополитических и геоэкономических разногласий далеко не исчерпан, Казахстан ставит перед собой цель осуществить перезагрузку структуры.
Председательство Казахстана в СВМДА с сентября 2020 г. открывает перед Нур-Султаном возможность активизировать процесс трансформации Совещания в полноценную Организацию. Подобный шаг позволит усилить взаимодействие в рамках измерений сотрудничества СВМДА. Структура может стать платформой для более интенсивных консультаций по противодействию новым вызовам и угрозам, а также разрешению конфликтных вопросов военно-политического характера.
У государства нет денег дать всем школьникам по планшету для дистанционного обучения — Перуашев
В данном контексте трансформация СВМДА в Организацию по безопасности и развития Азии (ОБРА) при налаживании тесной кооперации с ОБСЕ может способствовать синхронизации процессов обеспечения безопасности в Азии и Европе, создавая условия для формирования единой Евразийской системы безопасности.
Продвижение данной инициативы соответствует видению Казахстана по продвижению концепции объединения Большой Евразии. В эпоху усиливающей разобщенности и протекционизма плотность межгосударственных взаимосвязей возрастает многократно если объединения-соседи такие как ЕАЭС, ЕС, ШОС и АСЕАН видят потенциал в сотрудничестве.
В условиях пандемийной реальности необходимо учитывать стратегическую перспективу. Поэтому Казахстан продолжит раскрывать миростроительный потенциал своего внешнеполитического курса, призывая своих партнеров к коллективной ответственности за обеспечение региональной безопасности.
Казахстан, без сомнения, обладает собственным самобытным стилем в международной дипломатии. Геополитическое мировидение республики основывается на необходимости проведения сбалансированной внешней политики. Даже такое глобальное потрясение, как
пандемия COVID-19, не в состоянии изменить ключевые внешнеполитические приоритеты страны
Ставка на многовекторную внешнюю политику с упором на сотрудничество с соседями, включая такие крупнейшие державы, как Россия и Китай, а также региональную интеграцию, позволяет Казахстану оптимально встроиться в современную международную архитектуру.
За почти 30 лет путь своего суверенитета Казахстан добился больших успехов в умении гармонизировать стратегические и геоэкономические интересы своих партнеров. Отношения с Россией и Китаем продолжают выстраиваться на базе взаимовыгодной кооперации.
В школу — осенью 2021? Как мир ищет баланс между безопасностью и качеством образования
Несмотря на невозможность проведения личных встреч на высшем уровне из-за нестабильной санитарно-эпидемиологической ситуации в начале 2020 г., в полной мере продолжилась работа в рамках ЕАЭС. Более того, необходимость в координированном подходе в борьбе со вспышкой коронавирусной инфекцией обусловила формирование отдельного направления работы Евразийской экономической комиссии.
Прошедшая в мае 2020 г. онлайн встреча Высшего Евразийского экономического совета показала, что страны Союза сохраняют политическую волю к сотрудничеству. И хотя стороны разошлись во мнении относительно подписания Стратегии развития ЕАЭС до 2025 г., отложив обсуждение до возможности встретиться офлайн, участники саммита подтвердили, что дальнейшее укрепление основ евразийской экономической интеграции соответствует интересам регионального развития.
Отрицательный платежный баланс вызовет падение курса тенге в конце 2020 года — Своик
Более того, в непростых условиях спада мировой экономики и пандемии COVID-19 странам региона удается создавать новые формы взаимодействия. Так, в июле 2020 г. состоялась первая онлайн-встреча глав внешнеполитических ведомств государств Центральной Азии и Китая. В рамках переговоров главы МИД обсудили вопросы сотрудничества в противодействии пандемии коронавируса, а также рассмотрели механизмы роста торговли и промышленного сотрудничества.
Примечательно, что центрально-азиатское направление остается в числе внешнеполитических приоритетов Казахстана. В июне 2020 г. в онлайн-режиме прошло совещание экспертной группы по подготовке III Консультативной встречи глав государств Центральной Азии. Из-за пандемии коронавируса мероприятие было решено перенести с августа на более поздний срок.
Руководство Казахстана полно решимости соблюдать договоренности, достигнутые на консультативной встрече в Ташкенте, и способствовать проведению следующего саммита в Бишкеке.
Нужно отметить, что внешнеполитическая активность Казахстана в I полугодии 2020 г. была в значительной степени скорректирована из-за пандемии коронавируса. По соображениям обеспечения эпидемиологической безопасности целый ряд важных консультаций на высшем и высоком уровне был либо отменен, либо перенесен на осень 2020 г.
Вполне понятно, что опыт проведения онлайн-встреч и онлайн-совещаний такими крупными международными структурами как ООН, ЕС, Всемирный банк, G20 и другими может кардинально повлиять на характер и подходы к организации подобного рода ивентов. Однако несмотря на появление новых опций по организации многосторонних переговоров,
международное сообщество ждет возможности возобновить практику личного общения
Так, прошедший в июле 2020 г. саммит Евросоюза в Брюсселе стал первой встречей глав стран ЕС «лицом к лицу» после пандемии. Подобный пример вселяет уверенность в возможности оживления работы международных площадок. Вполне закономерно, что II полугодие 2020 г. может стать периодом «подведения итогов» борьбы с пандемией, что в значительной степени повышает значимость запланированных на данный период мероприятий.
Так, для Казахстана имеет важное значение проведение 12-й Министерской конференции ВТО, которая была ранее запланирована на 8-11 июня 2020 г. и была отменена по соображениям эпидемиологической безопасности. Важным также представляется проведение Санкт-Петербургского саммита ШОС, дата проведения которого была запланирована на 21-23 июля 2020 г.
В случае если ситуация с распространением коронавирусной инфекции резко не ухудшится, следующая встреча ВЕЭС, как и планировалось, пройдет уже в очном формате. Тем более, что в июле 2020 г. впервые с начала пандемии COVID-19 в Минске состоялось офлайн заседание Евразийского межправительственного совета.
Традиционно во второй половине года проходят заседания Совета глав государств СНГ, а также саммит Организации Договора о коллективной безопасности. Организация этих консультаций не только позволит «сверить часы» геополитической и геоэкономической обстановкой в регионе, но и закрепит тренд на полномасштабное восстановление межгосударственного диалога.
В целом можно заключить, что
вынужденное социальное дистанцирование и самоизоляция не должны автоматически переноситься на межгосударственные взаимоотношения
Повышающийся спрос на национализм не способен дать ответы на глобальный вызовы современности. Казахстан продолжит придерживаться комплексного подхода при разрешении конфликтов и споров. То есть с акцентом на возможности превентивной дипломатии и медиации.