Мадиев Ерлан, эксперт ИМЭП прокомментировал расширенное заседание президента и правительства.
На прошедшем расширенном заседании правительства под председательством главы государства обсуждался очередной пакет антикризисных мер, а также принятие дополнительных мер по стабилизации эпидемиологической ситуации в стране, которая, надо признать, приблизилась к крайней опасной черте.
Казахстан стал первой страной в мире, которая была вынуждена повторно ввести строгие карантинные меры на национально уровне. Число заболевших уже перевалило за 50 тыс. человек, хотя еще
в середине апреля министерство здравоохранение заявляло о том, что страна прошла пик заболеваемости на отметке 5 тыс. заражений
Целый комплекс системных ошибок в работе исполнительных органов привел к тому, что ситуация с распространением COVID-19 вышла из-под контроля.
После коронавируса: наихудший сценарий для развивающихся стран
Сегодня приходится констатировать, что правительство страны не смогло эффективно воспользоваться периодом первого локдауна для осуществления максимальной подготовке к наихудшему сценарию, о котором предупреждали эксперты и отчетливо свидетельствовал опыт ряда зарубежных стран, как Италия, Испания, США и Бразилия.
В сложившейся ситуации К. Токаев уже неоднократно выступал с жесткой критикой в адрес правительства, призывая его членов к более оперативным и инициативным действиям.
На прошедшем заседании президент поставил жесткий ультиматум перед действующими кабинетом, обозначив перспективу его роспуска в случае если ситуации не будет исправлена в ближайшие две недели.
Таким образом, в кризисной ситуации
в очередной раз институт президента выступает в качестве стабилизирующего фактора всей государственно-административной системы
Как и в предыдущие периоды, когда страна сталкивалась с масштабными кризисами президентская фигура гарантирует консолидацию госаппарата, определяя ключевые направления работы правительства. Именно в этом ключе необходимо рассматривать новый пакет антикризисных мер, который будет анонсирован президентом в ближайшее время.
Вместе с тем, необходимо отметить, что в долгосрочной перспективе излишняя централизация власти также не совсем выгодна с точки зрения сохранения устойчивости политической системы, гарантирования ее гибкости и эффективности.
В этой связи неслучайным является то, что К. Токаев вновь упомянул о необходимости продолжения политической реформы в Казахстане, в частности в
таком важном направлении, как усиление роли местных органов управления
Пандемия качественно изменила мир, в которым мы привыкли жить. Если мы не сможем адаптироваться к этим процессам, проведя системные реформы на всех уровнях, в ближайшем будущем мы можем столкнутся с еще более масштабными кризисными явлениями.