Посольство Казахстана в Сингапуре провело международную онлайн-конференцию, посвященную влиянию аль-Фараби на становление философских, образовательных и политических идей современного мира.
Онлайн-конференция «Вклад и значение аль-Фараби для мировой цивилизации», организованная посольством Казахстана в Сингапуре, стала очередным мероприятием
в целом ряде инициатив по продвижению казахстанской культуры в международном сообществе
Как отметил Чрезвычайный и Полномочный Посол Казахстан в Сингапуре Аркен Арыстанов, интерес к деятельности величайшего философа древности, родившегося на территории Казахстана, растет благодаря совместным усилиям страны, международных экспертов и поддержке ООН.
Только эта онлайн-конференция собрала около 250 человек из 16 стран мира.
Спикерами мероприятия стали:
Модератором онлайн конференции выступил Ерлан Кубашев, советник Посольства РК в Сингапуре.
Поблагодарив организаторов конференции за приглашение, профессор Осман Бакар отметил важность выбранной темы.
«Время от времени нам полезно вспомнить о вкладе великих умов прошлого в развитие человеческих знаний и цивилизации. Абу Наср аль-Фараби был таким умом. Он был одним из величайших мыслителей и ученых не только в истории ислама, но и в мировой истории. Его вклад неоценим не только для мусульман и исламской цивилизации, в которой он жил, но и для человечества и мировой цивилизации в целом», — сказал Бакар.
Многие казахские устои выстраивались с нарушением прав женщин — психолог
Профессор отметил, что аль-Фараби был плодовитым автором. Он писал практически о каждой отрасли знаний, которые были известны в то время.
«В целом трактатов аль-Фараби насчитывается более восьмидесяти. Около половины из них посвящены логическим исследованиям или «Ильм аль-Мантик». Это достижение побудило Николаса Решера, современного ученого, специализирующегося на изучении наследия аль-Фараби, назвать его «первым специалистом по логическим исследованиям среди арабоговорящих людей».
Аль-Фараби был основателем мантики или исламской логической традиции, сохранившейся до наших дней»,
— сказал Бакар.
Также профессор напомнил, что аль-Фараби проделал огромную работу, создав синтез политических мыслей Платона и Аристотеля, идей Корана и божественного закона. Неудивительно, что политические писания аль-Фараби оказали значительное влияние на многих мусульманских и еврейских мыслителей, особенно в аль-Андалусии, таких как Ибн Рушд и Маймонид.
«Позвольте мне вернуться к новой науке, найденной в классификации наук аль-Фараби, то есть «Аль-Ильм Аль-Мадани». Первый вопрос, который задавали ученые-фарабианцы, заключался в том, что будет лучшим переводом на английский?
Волонтеры показали перемены в ценностях казахстанского общества — Вера Ким
Многие из них перевели это как «политология», очевидно исходя из предположения, что аль-Фараби просто перефразировал или модифицировал политологию Аристотеля. Но перевести мадани как политическое означает лишь поднять проблемные вопросы.
Из его описания аль-ильм аль-мадани совершенно ясно, что эта наука охватывает все гуманитарные и социальные науки. И в эту новую науку были теперь включены экономика, этика и политика в классификации Аристотеля. Поскольку центральное место в этой науке занимает тема человеческого счастья в этом мире и следующей жизни.
Все это привело меня к выводу, что эта высшая наука есть не что иное, как «наука о цивилизации» или «наука о культуре», при условии, что мы понимаем культуру в ее наиболее широком смысле. Другими словами, аль-Фараби можно считать основоположником науки о цивилизации».
В заключении Осман Бакар подчеркнул, что
наука о цивилизации аль-Фараби очень актуальна для нашего современного мира, который действительно нуждается в цивилизационном обновлении,
учитывая постепенное снижение человеческих ценностей, которое мы наблюдаем в течение последних нескольких десятилетий.
Доцент Асыл Тулеубеков, в свою очередь, обратил внимание участников конференции на уникальную образность мышления аль-Фараби. В качестве примера он рассказал о параллелях, которые провел философ, размышляя о таком понятии как интеллект.
«Говоря об интеллекте в человеческой душе, аль-Фараби здесь продолжает свое исследование в рамках той типологии способностей, которую он описывает внутри человеческой физиологии, а именно как часть рациональной (мыслящей) способности.
Поэтому он описывает такой интеллект как потенциальный (или «материальный»). Такой интеллект подразумевается им как некая интеллектуальная предрасположенность материи к осуществлению процесса постижения окружающей действительности», — сказал Асыл Тулеубеков.
По его словам, аль-Фараби писал, что все вещи, которые находятся в материи или являются материей, при этом не являются действительным или потенциальным интеллектом. Они существуют как «умопостигаемые вещи», при этом составляя содержание действительного интеллекта.
Чтобы объяснить свое понимание интеллекта, аль-Фараби использует понятные образы. Он сравнивает потенциальный «материальный» интеллект с человеческим глазом, который через зрение воспринимает цвета, которые, в свою очередь, даются вещам солнцем.
«Для того чтобы потенциальный интеллект был актуализирован, нематериальная сила, которая является интеллектом в действии, должна передать ему нечто аналогичное солнечному свету, который делает потенциально видимое действительно видимым, а потенциально окрашенное действительно окрашенным.
Само Солнце есть действительный и нематериальный интеллект, который
отождествляется с небесным интеллектом. Кроме того, Солнце является тем агентом, который помогает «материальному» интеллекту обрести способность воспринимать окружающие вещи, потому что такая помощь может быть оказана только сверхъестественным агентом, который сам является и действительным интеллектом, и нематериальным», – процитировал Тулеубеков.
По мнению профессора Хумаиди, «формула науки», выведенная аль-Фараби, может решить проблемы современной науки и придать новый импульс как научным разработкам, так и образовательному процессу в целом.
«Современные ученые ограничили использование науки набором положений, которые могут быть подтверждены сенсорным опытом. Благодаря этому смысл человеческих знаний ограничен тем, что можно ощутить. Для них акты мышления, которые выходят за пределы сферы действия или физического объекта, считаются бессмысленными и бесполезными.
Согласно сэру Уильяму Сесилу Дамперу, знание мира, в котором живут современные люди, исходит из антропоморфической мысли. Человеческий разум и чувства определяют истинность знания. Следовательно мир науки основан на этих принципах, даже если речь идет о предмете знания, о субъекте, который знает и определяет, что такое сама наука. Это знание устанавливает современную мысль, которая простирается от философии, психологии, биологии, физики и даже религии», — сказал Хумаиди.
США расторгли торговую сделку с Китаем – фейк, который может стать реальностью
По его словам, аль-Фараби разделяет две основные группы наук: интеллектуалы («аклийя») и доктринальные («наклийя»), или философские и религиозные науки.
Интеллектуальная наука далее делится на две части: теоретическую и практическую. Группа теоретических наук состоит из трех частей: в первых рядах метафизика, затем математика и потом физика. Еще одна наука, которая является частью теоретической науки, это логика. С одной стороны, онтологический статус логики функционирует как наука, а с другой стороны, логика также функционирует как инструмент. В то время как практическая наука делится на две части — этику и политологию.
Кроме того, аль-Фараби также упомянул три группы знаний — калам, фикх и языковые правила. Первые две позиции совпадают с метафизикой в рациональной науке, один из объектов изучения — о Боге, в то время как наука о юриспруденции — это то же самое, что практическая наука, потому что она объясняет лучший способ достижения совершенства.
Другими словами, классификация знаний, составленная аль-Фараби, основана на иерархии бытия или реальности.
«Современный ученый изучает существование Вселенной, в частности, человека как отдельной части от другой части — такой как человек, отделенный от Вселенной, эмпирическое знание отделяется от рационального знания, а рациональное знание от духовного.
Напротив,
мусульманские ученые, подобно аль-Фараби, изучают Вселенную и человека универсально, интегративно и целостно. Человек — это часть Вселенной, и наоборот
Он также признал, что эмпирические, рациональные и духовные знания представляют собой целый ряд достоверных, истинных и объективных человеческих знаний.
И конечно, нет никакого противоречия между математическим и метафизическим знанием или знанием физическим и духовным», — отметил Хумаиди.
Доктор философии Анар Танабаева предложила обратить внимание на социально-этические взгляды аль-Фараби. В них важное место отводится воспитанию совершенной личности. По ее словам, аль Фараби рассматривает этику как помощь человеку в его нравственном совершенствовании, а вершиной совершенствования является счастье.
«Аль-Фараби описал общество будущего как совершенное и справедливое. В нем превалируют свобода воли, всеобщее равенство, взаимоуважение, то есть полное благополучие. Это как раз то, к чему нужно стремиться человечеству», — отметила Танабаева.
По ее словам, аль-Фараби считал, что «добродетели бывают двух видов: этические и интеллектуальные».
Согласно аль-Фараби, этика, метафизика и политика тесно связаны. Он думает о добродетельном городе как о месте, где граждане могут достичь своего интеллектуального и морального совершенства.
Аль-Фараби в своей концепции совершенного государства развил такие глубокие идеи, как гармония и совершенство человека, образование, нравственное очищение и достижение счастья, рационализм, разум, единое большое сообщество, принципы морали и духовности. Поэтому требует от нас отличного образования, профессионализма и совершенства.
Идею добродетели в философии аль-Фараби продолжила Айжан Доскожанова.
«Добродетель как социально-философская концепция является сквозной идеей в философии аль-Фараби. Следует отметить, что его философия имеет фундаментальный характер, и поэтому каждая фундаментальная категория в ней коренится в онтологических представлениях о добродетели, исходящих от Первого.
Все характеристики добродетели являются выражением единого процесса бытия, который является добродетелью как таковой. Следовательно, социальная добродетель неотделима от онтологической добродетели», — подчеркнула Доскожанова.
По ее словам, аль-Фараби разработал целостное учение о взглядах жителей добродетельных, невежественных, аморальных, изменчивых и потерянных городов. Очевидно, добродетельное общество невозможно, если его члены не живут по моральным категориям, основанным на идее добродетели.
«В этом смысле реализация социальной добродетели во многом зависит от того, насколько жители города используют свой разум. Разум как онтологическое свойство человека занимает важное место в определении того, кем является человек, какую модель он выбирает для формирования социальной реальности и каковы результаты его социальной активности.
Таким образом, идея добродетели, которая была одним из важных аспектов философии аль-Фараби, позволяет нам сделать вывод, что наряду с различными подходами к ее изучению существует общая позиция, что добродетель играет важную роль в социальной жизни, где межчеловеческие отношения должны стремиться к общему духовному благополучию. Этот момент всесторонне учтен в философском и социально-политическом наследии аль-Фараби», — сказала Айжан Доскожанова.
Подводя итоги конференции, эксперты пришли к единому мнению, что гений аль-Фараби раскрыт еще не до конца. И современному международному сообществу еще предстоит оценить весь потенциал идей, заложенных в философии великого мыслителя.