Жумабек Сарабеков, эксперт ИМЭП, объяснил, почему Пекин и Вашингтон стоят на пороге новой торговой войны.
В понедельник, 22 июня, СМИ облетела новость, что президент США Дональд Трамп решил расторгнуть торговую сделку с Китаем. Автором сенсационного заявления стал советник Трампа по торговле Питер Наварро.
В интервью телеканалу Fox News Наварро связал прекращение торговых переговоров с нежеланием Пекина признать свою роль в сокрытии и уничтожении данных о первых вспышках коронавируса, что в итоге привело к пандемии и глобальному кризису.
Спустя сутки слова советника Трампа были дезавуированы. Причем самим президентом США. В своем твиттере президент он написал, что торговая сделка с Китаем в полной сохранности и надеется, что КНР продолжит выполнять условия соглашения.
Чуть позже и сам Наварро сообщил, что его высказывание было вырвано из контекста.
Однако
неосторожная ремарка советника Трампа успела навести шороху в деловых кругах и даже уронила на несколько пунктов нефтяные фьючерсы
Для многих инвесторов и трейдеров заявление Наварро, который, кстати вовсе не является главным переговорщиком США по торговой сделке, было неожиданным. Но рынок давно ждал чего-то подобного. Слишком сильны опасения, что торговое соглашение обречено на провал.
Надо признать эти опасения не только оправданы, но и вполне могут реализоваться. Как известно, по условиям первой части сделки, которая была подписана в январе 2020 года, Китай обязался увеличить закупки американских товаров на $76,7 млрд в течение первого года действия соглашения и на $123,3 млрд – в течение второго года. Речь идет о сельскохозяйственной продукции и прочих товарах.
Однако на фоне коронакризиса и серьезных проблем в экономике США и КНР выполнение условий торговой сделки выглядит маловероятным. Так,
в первом квартале взаимная торговля между державами уже снизилась на 20%
и пока неясно как скоро крупнейшие экономики смогут наверстать упущенные объемы. А ведь в конце апреля Трамп уже грозил расторжением сделки, если Китай провалит план по закупкам.
Оптимизма не добавляет и то, что для президента Трампа антикитайская риторика становится чуть ли не единственным инструментом для мобилизации электората в преддверии ноябрьских выборов, где он хочет переизбраться на второй срок. Если раньше команда Трампа планировала идти на выборы под лозунгом экономических успехов за время его президентства, сейчас в условиях кризиса данный козырь теряет свою ценность и очень быстро.
Борьбу за расширение лагеря своих сторонников Трамп также проигрывает. Вспыхнувшие по всем США протесты резко обрушили рейтинги действующего президента.
Согласно последним опросам Reuters/Ipsos главный оппонент Трампа на выборах Джо Байден в июне достиг самого большого отрыва в предвыборной гонке:
за него готовы 48% респондентов, тогда как Трампу свое предпочтение отдали лишь 35% участников.
Похоже, что Трамп, который, и так, отличается своей импульсивностью, фактически оказался загнан в угол и по мере приближения даты выборов у него все меньше возможностей выправить ситуацию.
В данном контексте сценарий, когда торговая сделка с Китаем будет расторгнута выглядит вполне вероятным развитием событий.