Продолжение истории о том, как казахстанское документальное кино о джазе было признано на родине джаза — в Нью-Йорке.
Продолжение. Читайте также 1 часть.
Наша съемочная группа торчала в фойе новенького концертного зала «Энергия холл» в Астане, построенного специально для «Экспо 2017». Мы ожидали всемирно известного гитариста-виртуоза, легенду джаза по прозвищу «Капитан пальцы» Ли Ритенура уже больше двух часов. Но мы терпели, не теряя надежду снять маэстро для нашего кино.
А потом к нам вышел менеджер и все обломил. Вернее, обломил не он, он был только вестником неприятных вестей — сегодня интервью не будет. И тогда я сразу врубился, почему, но все же решил уточнить причину отказа от наших договоренностей. Его представитель ухмыльнулся и сделал характерный международный жест: типа выпил маэстро слегка, а вот завтра интервью точно будет.
Между прочим, как раз перед этим, на отрывном шоу Ли Ритенура я наблюдал (потом уже внимательнее все это я рассмотрел на снятом материале), как мастер гитары постоянно прикладывается к бокалу с желто-зеленоватой жидкостью, который пополняли несколько раз на протяжении всего концерта.
«Бухает маэстро», решил я, и от этого звезда заоблачного статуса стала даже как-то ближе и человечнее. А потом ждал, вдруг «Капитан пальцы» лажанет в какой-то момент, но все было отыграно на автомате, если не считать, что пару раз он не смог попасть штекером в гнездо на гитаре, когда во время шоу менял инструмент.
Но это мелочи, потому что настоящие профи в любом состоянии выступают блестяще. Есть даже легенда советских времен о трубаче из Большого театра (или откуда еще…), которого, когда он напивался вусмерть, крепко привязывали к стулу, лишь бы не падал, и в нужный момент тот выдавал необходимые партии безо всяких киксов!
Да и зал не подкачал — под завязку, sold-out, как говорится. Были не только местные фэны джаза, но и приезжие из соседних республик, в том числе из России. С одним я разговаривал перед шоу. Чувак подошел в тот момент, когда мы снимали перебивки для документального фильма и стал жаловаться, что не смог достать билетов, чтобы попасть на шоу легендарного Маркуса Миллера, ради которого он приехал из Екатеринбурга (в этот день первым выступал Маркус Миллер, а завершал все Ли Ритенур).
Но я помочь ему ничем не мог, потому что к залу стянули толпу полицейских, а суровые люди в штатском даже внутри ограничили передвижение зрителей из-за присутствия неких неназванных VIPов. Было еще много зрителей из дальнего зарубежья. Например, соседом моим оказался шотландец, любитель джаза и по совместительству служащий некой компании, связанной с нефтью — именно «черное золото» привело его в нашу республику. Судя по одежде, часам, личном водителе и телохранителе, далеко не последнее место занимал там этот господин.
Все три дня мы сидели бок о бок и не только восхищались шоу, но в перерывах говорили о джазе, хард-роке и вообще об англо-американских группах. А на его вопрос о том, знаю ли какие-нибудь шотландские рок- группы, я сразу напел песенку «Please Don’t Judas Me» из альбома Hair of the Dog шотландской же группы Nazareth.
А когда он узнал, что мы снимаем documentary о фестивале, и что я режиссер этого фильма, сразу же некий холодок (а он держал дистанцию) куда-то улетучился. Шотландец честно признался, что не ожидал таких познаний от аборигена, и даже предложил по этому поводу кирнуть шотландского вискаря, но пришлось отказаться, бухим я бы не довел сьемки до ума.
Зато шотландец высказал на камеру свои впечатления от этого шоу: wow dude! Кстати, насчет этого фестиваля он сказал, что нам тут всем повезло, ведь чтобы увидеть live concert этих звезд, нужно летать за ними по всем миру. А тут все сразу за три дня!
Так что повезло, что ТРК «МИР» решил профинансировать этот проект под рабочим названием «Американский джаз в степях Казахстана», который позже был переименован в «Американские звезды джаза в Астане» — THE STARS OF AMERICAN JAZZ IN ASTANA (респект и уважуха гендиректору Аскару Алимжанову).
А организатор «Jazia 2017» Георгий Кельберг помог со съемками (большое спасибо, Георгий!).
И немного о самом фестивале «Jazia 2017», который был организован в рамках «Экспо 2017» в Астане и длился три дня. И это были незабываемые три дня самого крутого джаза от американских музыкантов, которые и были олицетворением того самого американского джаза, каким его знают и любят последние полвека во всем мире.
Маркус Миллер (Marcus Miller), один из лучших бас-гитаристов мира, был даже менеджером Майлса Дэвиса, композитором и исполнителем на его альбомах. Обладатель премии «Грэмми» за лучший альбом в 2001 году и т. д., и т. п. Короче, настоящая суперзвезда!
Да и Билли Кобэм (Billy Cobham), основатель стиля fusion по прозвищу «Барабанщик 21 века», тоже не менее знаменит. Он стал настоящей суперзвездой после успешных концертов с Майлзом Дэвисом (Miles Davis), Джоном МакЛафлином (John McLaughlin) и Mahavishnu Orchestra.
Билл Эванс (Bill Evans) – легендарный американский саксофонист. Первоначальную известность получил как участник ансамбля Майлза Дэвиса и группы Mahavishnu Orchestra.
Ли Ритенур (Lee Ritenur) — джазовый гитарист и композитор, один из самых востребованных студийных музыкантов 1970—1980 годов. Выпустил более 40 сольных и совместных альбомов. В 1986 году был удостоен премии Грэмми, а в 2011 получил награду ECHO Award (немецкий аналог Грэмми) как лучший международный инструменталист. За свой стиль игры на гитаре, чистоту звукоизвлечения и скорость получил прозвище Captain Fingers — Капитан Пальцы.
Было еще трио Shai Maestro Trio из Бруклина, очень крутой и даже неземной джаз. Трио состоит с перуанского басиста Хорхе Роедгера, израильского ударника Зива Равитца и самого Шай Маэстро. И еще одна очень интересная джазовая группа из Германии East Drive Group, лидер и барабанщик Бодек Янке наш земляк, его мама русская из Алма-Аты. Мир тесен, еще раз убеждаюсь!
Мы снимали все шоу на три камеры (к сожалению, маловато), все три дня от рассвета и до заката, и еще делали подсъемки: на сцене, за кулисами, во время саундчеков (soundcheck), интервью зрителей и даже ночью ездили встречать в аэропорт Билла Эванса и его группу.
С ним как раз удалось поговорить первым. Мистер Эванс оказался настоящим джентльменом, даже несмотря на то что мы помешали проводить ему саундчек, он любезно ответил на все мои вопросы. А еще были съемки на ночном jam session: это такой ритуал, когда после концертов джаззеры расслабляются, выпивают, играют для себя, обмениваются идеями. Очень полезное занятие. Там ведь можно сходу понять who is who в музыке.
Там же, на jam-session, часа в три ночи мы сняли несколько интервью. Например, много интересного узнали от Билла Кобэма. Он, можно сказать, наш «кьёу бала» — зять значит, мистер Кобэм женат на нашей землячке из Караганды.
Также записали интервью с Джошом Дионом — барабанщиком группы Билла Эванса (Josh Dion, The Bill Evans group), который оказался поклонником Джона Бонэма из Led zeppelin, как и я.
А еще долго беседовали с гитаристом Жан Мари Икеем (Jean-Marie Ecay, The Bill Cobham Group), который рассказал о своих гитарах, о том, как работал со знаменитым джазовым французским скрипачом Дидье Локвудом (Didier Lockwood, считается лучшим джазовым скрипачом мира), на концерт которого на юг Франции специально прилетал Билли Кобэм, чтобы прослушать его, а потом пригласил в свой состав.
А вот интервью с Марксуом Миллером и Ли Ритенуром обломилось. Маркус Миллер обещал прислать из США записанные на телефон ответы на мои вопросы, но так и не прислал. Хотя наш оператор Женя Гришаев по собственному желанию смонтировал его шоу (очень классно) и все отправили в США (то есть мы это пообещали сделать, и наша сторона слово сдержала). А вот почему не состоялось интервью с Ли Ритенуром, я уже написал выше.
Итак, когда прилетели в Алма-Ату, у нас было больше 30 часов отснятого материала! Из этой разнородный кучи видео нужно было смонтировать вменяемый документальный фильм. К тому же Маркус Миллер через своего менеджера попросил видео своего выступления на «Jazia 2017». Спасибо хоть не наложил запрет на них. Это было в августе 2017 года. А все удалось собрать примерно к маю 2018.
Уложились в 59 минут (огромное спасибо нашем монтажеру Наталье Гришаевой, она проделала титаническую работу). Конечно, все можно было сделать раньше, но ведь была и другая работа. Показали наш фильм по МИРу и MUZZONE TV. А потом выложили (по-сериям) в Сеть. И неожиданно той серией, где есть интервью Билли Кобэма, поделился сам «Барабанщик 21-го века», а также несколько его официальных страниц на фейсбуке.
Было много просмотров и лайков от джаззеров. Получилось, что своим фильмом мы еще раз объединили сообщество друзей Билли Кобэма и вообще любителей современного джаза, которые обитают во всех уголках мира. Это тешило самолюбие, и моя самооценка как творческой единицы значительно подскочила. Возлюби ближнего как самого себя. Себя я в тот момент почти возлюбил!
И только после этого решил послать наш documentary на кинофестиваль, который специализируется на кино, посвященное исключительно джазу. Оказалось, что в мире не так много подобных кинофестивалей. И как только я набрал в поисковике первые фразы «кинофестиваль», «документальное кино», «джаз», тут же выскочила инфа о кинофестивале в Нью-Йорке – этой Мекке джазменов всего мира. Как будто поисковик ждал, когда я задам ему такой вопрос! А почему бы нет, тем более фильм-то наш как раз о звездах американского джаза, которые в прямом смысле выступали в центре степей Казахстана.
Подробности всей последующей канители (как документы оформляли и другие бюрократические штуки, которые необходимы) опущу.
И вот мы дождались момента, когда фильм приняли и даже поставили в программу кинофестиваля 2018 года The New York Jazz Film Festival в Нью-Йорке. А еще прислали специальные лавры Official Selections (типа тебя официально почти признали за своего — за режиссера, который нашел нужный киноязык, понятный киношникам из Нью-Йорка, ё-моё!). А было еще приглашение на кинофестиваль.
Вот такое.:
Official Selection 2018 New York Jazz Film Festival
« We are pleased to announce that your film The Stars of American Jazz in Astana has been chosen as an Official Selection of the 2018 New York Jazz Film Festival. You will receive a more comprehensive email in about one weeks regarding this year’s festival, but until then, please note the following:
1) Your NYJFF Official Selection Laurel has been attached to this email;
2) All Official Selections will be invited to the Red Carpet Awards Event to be held in New York City on August 26, 2018; and
3) Announcements of category winners will not be made until August 1, 2018.
Again, congratulations, and we look very forward to presenting your film!
Best,
NYJFF Staff»
Кто не знает английского, вот сокращенный вольный перевод:
Official Selection 2018 New York Jazz Film Festival (Официальный отбор 2018 Нью-Йоркский фестиваль джазового кино). «Ваш фильм The Stars of American Jazz in Astana официально выбран в программу кинофестиваля. Приглашаем на Red Carpet Awards Event в Нью-Йорке 26 августа 2018 года. Победители будут определены 1 августа».
Комментарии излишни.
Не все американцы, наверное, знают, и тем более киношники-джазмены, что попасть в США не просто. Это их паспорт позволяет путешествовать по миру без всяких проблем, а у меня на тот момент нужных документов для открытия визы не оказалось.
Потом потянулись дни томительного ожидания: как там наш documentary, интересен ли американцам или полное фуфло? США ведь родина джаза, да еще и самая мощная кинодержава, кто-кто, а они толк во всем этом знают. А когда я нашел инфу об основателе и директоре этого кинофестиваля, у меня глаза полезли на лоб от удивления. Но об этом я еще напишу.
Для меня в те дни это был вопрос жизни или смерти, не меньше. Тем более я вспомнил разговор с Анарой Кашагановой, нашим известным кинопродюсером, которая одно время была директором «Казахфильма». Она рассказывала о том, что нужно лично знать фестивальных отборщиков, и этот факт в нужный момент повлияет на положительный результат. Значит, если я лично не знаю отборщика кинофестиваля в Нью-Йорке, наш фильм в пролете? Везде что ли так: агашки решают все?!
И пока я таким образом рефлексировал, даже пропустил момент, когда начался движняк и все точки на «i» были расставлены. Тот день я помню прекрасно, пятница 13-го (решение о награждении слегка затянулось), когда мы получили мейл, что наш фильм вошел в топ лучших documentary The New York Jazz Film Festival. Потом уже на их сайте обнаружилась инфа о победителях и десятки лучших фильмов. Хочу привести часть моего поста на странице в одной социальной сети.
Тут все коротко и понятно:
«Ура, френды! Наш документальный фильм о трех днях супер джаза на джазовом фестиваль «Jazzia-2017», который проходил на ЭКСПО в Астане летом 2017 года, вошел в число документари, которые имели честь быть избранными Official Selections (топ джазовых документари) на кинофестивале джазовых фильмов в Нью-Йорке. Между прочим, там одно американское кино было (еще вроде из Турции) и наш фильм из Казахстана среди этих монстров! И все это на их территории USA, а ведь это родина джаза, тем более фильмов о джазе! Спасибо за это кинофестивалю NYJFF и Many thanks основателю NYJFF и знаменитому джазовому музыканту Gregory Charles Royal». На этом точку не ставлю. Окончание следует.
Трейлер фильма https://www.youtube.com/watch?v=pg5uzfJUS7k
Тизер фильма: https://www.youtube.com/watch?v=yhXJBJYkPqE
Весь фильм : https://www.youtube.com/watch?v=egI0uPqrVTw