В августе 2019 года в США меня назвали «Послом Джаза» на New-York Jazz Film Festival, а наш documentary (документальный фильм) «Алматинский рэгтайм. Boomerang» вошел в число победителей и получил номинацию «Jazz Ambassador Award». Когда уже в сентябре здесь, в Алма-Ате, мне вручили заветный документ, удостоверяющий сей факт, я чуть ли не спал с ним! Еще бы, это ведь признание нашего документального кино о джазе на родине этого самого джаза в самом Big Apple (Big Apple — прозвище Нью-Йорка на жаргоне американских джазменов 1930-х гг.), где все начиналось. Хотя, если быть точным, начинался и развивался джаз в США в разных местах. Но давайте обо всем по порядку.
Под таким названием мы сняли в 2015 году документальный фильм, или «рокументари», об истории популярной музыки Алма-Аты. Он охватывает период в 60 лет!
В 2009 году был опубликован мой цветной фолиант в 300 страниц с уникальными фотографиями «Антология KZ. 50 лет популярной музыке Алма-Аты (Джаз Поп Рок)» — первая подобная книга в республике, где более или менее подробно рассказано обо всем этом, так что за основу была взята именно «Антология».
В фильме мы показали первых джаззеров Алма-Аты, в частности, там есть интервью со старейшим драммером города Валерием Юлевичем, который был учителем многих барабанщиков, в том числе Тахира Ибрагимова — будущего лидера знаменитого ансамбля «Бумеранг», который входил в число лучших джазовых команд СССР. Рассказали о первых фолк, поп и рок группах типа «Дос-Мукасана» и «Жетыгена».
«Жетыген» — чисто алматинский «продукт» – Татик (Талгат Сарыбаев), Сага (Сагнай Абдуллин, Хас (Пернибек Хасанов), Наджиб Вильданов и другие парни выдавали высокого уровня поп- и рок-контент.
«Дос-Мукасан», казалось бы, уже ничем удивить не может, но вот что написал в статье «Советская пиходелия (от Алма-Аты до Каунаса)» некоторое время назад российский сайт Colta.Ru о композиции «Бетпак Дала» из первого альбома группы 1976 года, в которой, между прочим, я играю небольшое соло на барабанах:
«Инструментальная композиция «Бетпак Дала» — музыкальное путешествие по казахстанской целине с резко меняющимся рельефом ритма — нетипичная песня для «Дос-Мукасан»… Такого ураганного рока ни они, ни кто-либо еще в Советском Союзе больше не записывал. Неудивительно, что мелодиевский альбом с «Бетпак Дала» — одна из самых разыскиваемых и дорогих советских виниловых пластинок».
Показали в фильме историю первого рок-клуба Алма-Аты, который организовал Игорь Маршанский, есть и звезды — Еркеш Шакеев, Булат Сыздыков (А’Студио, Musicola), Джамиля Серкебаев, Жанна Саттарова и джазовый бэнд Steps, который круто играет funk & jazz rock.
Нашли даже первого казахского блюзмена Улана Казакпаева, который на мой вопрос «Продал ли ты душу шайтану, чтобы овладеть инструментом?» дал исчерпывающий ответ: «Был момент…»
Это к легенде о музыкантах, которые на знаменитом crossroad (перекрестке) на Юге США продают душу дьяволу, а взамен получают талант виртуозно исполнять блюз. О новых группах тоже не забыли, например, «Мэдисон» с харизматичной songwriter Батагоз Еримбетовой.
Металлическое движение представляла олдовая алматинская группа «Акцент» братьев Тарновских: Олег — виртуоз гитары, Володя – классный басист и вокалист. У него особый тембр голоса, и я пригласил его в этот фильм на роль диктора (прямо кадр).
Добавлю, что в предыдущем моем док.фильме под названием «Алма-Ата неформальная» (решающую роль в судьбе этого documentary сыграл сайт 365info.kz, огромное спасибо Айдару Жумабаеву!) Володя убедительно сыграл роль алкоголика в сцене приступа «белой горячки». Зрители поверили, что это опустившийся бухарь, а ведь Володя практически не пьет).
И как только в город приезжает какой-нибудь известный металлический бэнд, парней приглашают поджемовать с ними: «Коррозия металла», «Ария» и другие российские металлисты, и т. д., и т. п. Удивительный факт: одно время группа работала как подыгрывающий состав у певицы Макпал Жунусовой: экзотичная коллаборация ярых металлюг и казахской эстрадной дивы.
А потом произошел случай, который мог бы в корне изменить судьбу группы, а может быть и всего нашего heavy metal movement. Неожиданно Олега пригласили усилить состав группы «Улытау», которая, в свою очередь, получила предложение отыграть мировой тур на розогреве у одной из знаменитых американских хэви металл групп Manowar.
Группа исповедует воинскую тематику и известна приверженностью к «истинному металлу» (true metal), а также частому обращению к скандинавской мифологии. То есть все было продумано четко — вначале лабают воинственные кочевники, потом типа «викинги-warriors». Считай, нашим крупно повезло, один случай на миллион!
Подробностей, по каким причинам все пошло не так, не знаю, да и Олег особо не распространялся, но я понял, что все дело было в менеджменте группы. (Хотя два совместных концерта вроде бы прошли — в России и Румынии.) А ведь могла бы сложиться удивительная heavy metal story. Казахстан сразу бы приобрел мощный авторитет в глазах металлистов и рокеров всего мира. Имидж республики, которую многие знают исключительно как страну боратов и нефти, поменялся бы кардинально.
Наш documentary смонтирован, казалось бы, строго линейно — от рождения эстрадного оркестра радио и телевидения КазССР в середине 60-х годов до времен нынешних. Но есть и параллельные сюжеты: известный прием, когда порядок нарушается, появляется неопределенность, и финал уже не так очевиден, а это интригует.
Например, вставные эпизоды об истории джаза, блюза, поп и рок музыки, и даже о рок журналистке: от журналов Billboard (первый номер вышел в 1894 году) и Melody Maker (основан в 1926 году), включая знаменитый Rolling Stone. А о наших изданиях, которых уже практически не осталось, рассказал директор ТРК «МИР» Аскар Алимжанов, который еще в конце восьмидесятых годов прошлого века вел музыкальную колонку в газете «Ленинская Смена».
Тогда Аскар первым среди наших журналистов раскопал подлог «Ласкового мая», имевший десять и даже больше подставных составов, а потом сам продюсировал концерты многих известных музыкантов, в том числе и российских.
В заключительных эпизодах идет интервью с Галымжан Молданазаром. Он сочиняет и исполняет очень интересную современную музыку, в свое время этого парня открыли российские издания, и только потом о Галымжане начали писать уже у нас.
В 2015 году Молданазара пригласили отыграть концерт в Нью-Йорке с американской группой Break of Reality, в составе который виолончелисты и барабанщик — она чем-то смахивает на знаменитую Apocalyptica. Впечатляющий старт! На коду поставили небольшой эпизод с выступлением Димаша, который только делал свои первые шаги как подающий надежду вокалист. А каких вершин он сегодня достиг, всем известно.
Но если книга была написана и опубликована в течение года, то documentary этот делали года два. Так долго, потому что вначале был смонтирован один вариант – трехсерийный (хронометраж серии 26 минут), потом другой — уже пять серий.
(Нужно упомянуть, что этот documentary, как и все последующие, о которых пойдет речь, производства ТРК «МИР», гендиректор Аскар Алимжанов, оператор Евгений Гришаев, монтаж Наталья Гришаева, продюсер, автор и режиссер Арсен Баянов).
Предполагалось показывать его на ТВ в течение 5 дней, каждый день по серии. Так и было: ТРК «МИР, «ХитТВ», «МузЗон» прокрутили его раза по два. А если склеить все серии вместе, получался вариант продолжительностью около двух часов. А это значит, можно попробовать показать его на большом экране в кинотеатре.
Не буду утомлять читателей описанием тщетных попыток пробиться на большие экраны, скажу только, что навстречу нам пошли два кинотеатра: «Арман» и «Бекмамбетов синема». В «Армане» был почти полный зал. «Почти полный», потому что все билеты были распроданы онлайн, но не все потом выкуплены физически. В то время вообще не было коммерческого проката местных документальных фильмов, да и сейчас вроде тоже нет…
Например, на показы лучших европейских documentary, которые проходят у нас ежегодно в некоторых кинотеатрах, вход всегда свободный. А тут нам еще и деньги заплатили. Все это, вообще-то, сильно воодушевляет.
А перед всем этим был один примечательный во всех смыслах диалог с журналисткой Кристиной Малиновской (Пастухова) из Украины. Она брала у меня интервью для сайта «Музычна Украина».
А потом стала делиться своим впечатлениями о пребывании в нашем городе и интересоваться довольно осторожно — наверное, чтобы не обидеть — неужели в Алма-Ате так плохо с джазом, рок-н-роллом и вообще поп-музыкой?
«С чего вы это взяли?» — удивился я.
Оказывается, она смотрела местные ТВ каналы, а там крутят исключительно этно-музыку и попсу, и общий уровень контента кондовый. Но ведь у нас до фига классных исполнителей и групп, где они все?!
Отсюда напрашивается вывод: все эти передачи о современной музыке необъективны. Почему? Это другой вопрос, как-нибудь отдельно об этом напишу.
А после этого настало время удивляться Кристине, потому что я, можно сказать, прочитал ей целую лекцию о популярной музыке города, о той музыке, которая существует параллельно официальной. И она как раз есть настоящая, корневая, алма-атинская, и еще какая cool!
Уже потом появился и наш фильм «Украинская Мова — Мова единения», который неожиданно получил диплом международного культурного конкурса в Одессе в 2017 году, а я стал лауреатом конкурса, и меня даже наградили медалью Союза журналистов Украины (Одесское отделение)!
Спасибо Кристине, которая не поленилась отвезти и показать фильм жюри этого фестиваля. Респект и Юрию Анатольевичу Работину, председателю правления Одесской региональной организации Национального Союза журналистов Украины, заслуженному журналисту Украины.
К сожалению, до Одессы я не доехал, потому что была срочная работа. В этом удивительном городе я побывал еще осенью 1976 года и даже жил примерно неделю на теплоходе под названием «Ливерпуль», а потом еще пару дней на океанском новеньком лайнере «Казахстан», который должен был идти к берегам Карибского моря с заходом в Новый Орлеан. А фолк-группа «Дос-Мукасан» (вернее, ВИА), в которой я барабанил тогда, должна была лабать этно-поп на сцене этого теплохода для американских туристов.
Но вдруг все обломилось, меня вышибли оттуда по решению спецслужб — так мне разъяснило руководство теплохода. Но это уже другая история, невеселая…
Международный конкурс культуры, где наградили фильм, проходил в августе 2017 года, а уже позже Кристина по заданию своей журналисткой организации прилетела в Алма-Ату и под прицелом кинокамер вручила мне диплом и медаль, а по «МИРу» через некоторое время прошел сюжет об этом событии.
Тогда я неожиданно понял, что значит получить заслуженную награду, это не просто слова и бумага с печатями, которая в красивой рамочке висит на стене. За всем этим стоит труд нашего коллектива, а главное — признание совершенно незнакомых людей из другой страны твоей команды и тебя как настоящих профи. На этом точку не ставлю, будет продолжение.
ЗЫ. Добавлю, что есть два варианта фильма. Двухчасовой, который как раз называется «Алма-Ата — город джаз, город блюз, город рок&ролл», а есть вариант сокращенный до 1 часа 18 минут с английским титрами, и поэтому назвали его так: «Alma-Ata-rock ‘n’ roll, jazz and all life».
Продолжение следует
Тизер-открывашка: https://www.youtube.com/watch?v=H4NEBDaUrPg
Сокращенный вариант фильма с англ. субтитрами: https://vimeo.com/350249823