Вступил в силу подписанный министром образования приказ №130 от 6 апреля 2020 года, который решает вопрос излишней отчетности педагогов.
Об этом сообщил министр образования и науки Асхат Аймагамбетов на своей странице в Facebook.
Приказом установлен четкий перечень документов, обязательных для заполнения педагогами организаций среднего, технического и профессионального образования.
Таким образом появились юридические основания для избавления учителей от многочисленных отчетов.
Теперь есть конкретный перечень, определенный МОН, есть ответственность за истребование документов сверх установленного списка, прописанная в Законе «О статусе педагога» и в Административном кодексе, и есть органы, которые могут привлекать к административной ответственности в виде штрафа. Именно такие поручения были даны главой государства на августовской конференции.
Асхат Аймагамбетов в своем посте рассказал обо всем по порядку.
Теперь учитель-предметник ежедневно заполняет два документа: ведет классный журнал и готовит поурочный (краткосрочный) план. Также в начале учебного года разрабатывает календарно-тематическое (среднесрочное) планирование и в конце каждой четверти заполняет документы по критериальному оцениванию. Все остальные многочисленные документы отменены.
Если учитель еще и наставник молодого педагога и получает за это надбавку приблизительно в 17 тыс. тенге, то добавляется один методический документ по совместной работе с молодым коллегой.
Если учитель осуществляет классное руководство, то он в начале учебного года готовит план воспитательной работы, по мере его реализации ведет протоколы родительских собраний в электронном формате, заполняет табеля учащихся, при необходимости обновляет личные дела школьников.
Для руководителя школы и для заместителей руководителя также четко установлены самые необходимые документы и отменены все лишние.
Для педагогов колледжей определены следующие документы: в начале года – рабочая учебная программа и календарно-тематический план, ежедневно – поурочный план и журналы учета теоретического, производственного обучения, индивидуальных занятий.
И еще одна форма в случае, если педагог выполняет функции куратора.
Такая же работа по кардинальному снижению количества отчетных документов проводится и по уровням дошкольного и высшего образования.
Преподаватели вузов также перегружены ненужной бумажной нагрузкой; та документация, которая ведется в связи с контролем со стороны МОН, сохраненная в нормативных документах, полностью пересматривается, и уже приняты решения об исключении многих из них. К примеру, планы работы кафедры, протоколы комиссий, рабочие учебные планы и тому подобные документы отменяются. Отмена планов кафедры приведет к отмене бумажных журналов учета педагогической нагрузки, планов учебно-методической и другой работы преподавателя и тд.
МОН не должен контролировать внутренние процессы в вузах, а сосредоточиться только на общих требованиях к результатам обучения.
При этом министр добавил, что по вузам будет опубликован отдельный пост.
«Убежден, что отмена излишней отчетности и унификация форм документации, в первую очередь, разгрузит педагога, даст возможность работать творчески, приведет к оптимизации излишнего документооборота, преодолению архаичной практики сбора информации посредством документов различных форм», — написал Асхат Аймагамбетов.
Министр подчеркнул, что в центре образовательного процесса должен находиться ребенок, его личность. Поэтому работа МОН направлена на освобождение педагога от ненужных дел, чтобы все свое рабочее время он тратил на детей, повышал качество знаний у детей, на то, чтобы у него было время заниматься с ними индивидуально.
«При этом, создавая необходимые условия и снижая нагрузку, мы должны требовать от педагогов высокого уровня профессионализма и качества процесса обучения. Мы привыкли слышать, что у учителей много лишней отчетности, что их привлекают к выполнению не свойственных им функций, что много претензий к уровню разработки учебных программ и учебников, т.е. находятся разные причины, чтобы объяснить, почему страдает качество образования. Но все эти проблемы решаются и будут решаться далее, но качество образования всегда в первую очередь будет зависеть от профессионального мастерства педагогов, поэтому учитель должен постоянно работать над собой, повышать свой профессиональный уровень», — сообщил министр.
При поступлении обращения по фактам привлечения педагогов к видам работ, не входящим в профессиональные обязанности, истребования у педагогов отчетности либо информации, не связанной с должностными обязанностями, территориальные департаменты Комитета по обеспечению качества в сфере образования и науки МОН РК регистрируют внеплановую проверку на предмет совершения правонарушения в органах КПСиСУ и проводят ее с выездом или без выезда в организацию образования.
Материалами, доказывающими факт совершения нарушения, являются:
В случае, если лицо, впервые допустившее нарушение, признало свою вину, Комитет и территориальный орган не составляют протокол об административном правонарушении и выносят постановление о предупреждении виновного лица.
В отношении лица, допустившего повторное нарушение, составляется протокол об административном правонарушении.
Административный штраф составляет от 20 до 120 МРП.