Даже проходят республиканские чемпионаты WorldSkills
Только на оснащение современным учебным и производственным оборудованием колледжей за последние 10 лет выделено 31,3 млрд тенге. Больше половины этих средств — из местных бюджетов. И работа продолжается.
Об этом говорится в ответе за подписью премьер-министра Аскара Мамина на депутатский запрос группы мажилисменов.
Запрос относительно трудового воспитания молодежи депутаты написали недавно. Подвигло их на это, по их же утверждению, проблемы в этой сфере.
— Мы находим целесообразным обратить внимание правительства на
необходимость безотлагательного принятия мер по трудовому воспитанию старшеклассников, учащихся организаций профессионального и технического образования и ВУЗов
В школах следует возобновить трудовое обучение. Вместе с аттестатом вручать свидетельства рабочих профессий, — утверждали подписанты.
Особое внимание депутаты предложили обратить на колледжи. Во многих из них нет оборудования и материалов.
Вузы-нарушители могут превратиться в колледжи
— В этом мы все больше убеждаемся, посещая их. К примеру, Атбасарский аграрно-технический колледж не имеет в своем распоряжении ни земли, ни животных. Здесь нет не только техники, но даже и ручного инвентаря. Оказывается, он не предусмотрен нормативами минобра, — говорится в запросе.
Все эти недостатки могут привести к профессиональной непригодности выпускников. А значит, мало кто сможет найти хорошую работу.
Кроме того, депутаты упомянули скандал в соцсетях из-за плохой посещаемости в одном из колледжей Туркестанской области. Из 1321 учащихся на занятия явилось только 247.
За посещаемостью школ в Узбекистане следит милиция
Подписанты потребовали оснастить школы и колледжи по нормативам за счет бюджета. Кроме того, они предложили
наладить производство товаров как для удовлетворения собственных нужд, так и для реализации,
а на вырученные деньги обновлять парк машин.
На днях пришел ответ за подписью Аскара Мамина, в котором утверждается, что трудовое обучение проходит «в организациях образования всех уровней».
— В колледжах трудовые навыки
целенаправленно формируются при изучении специальных дисциплин, прохождении профессиональной практики,
через курсовое и дипломное проектирование, волонтерское движение, а также участие в субботниках и других общественных мероприятиях, — говорится в документе.
Ежегодно проходят региональные, республиканские чемпионаты WorldSkills, в рамках которых развивается направление ZhasSkills. Оно содействует ранней профориентации и развитию научно-технического потенциала школьников.
Более 2,8 тыс.студентов вузов принимают участие в строительных трудовых отрядах,
которые выступают как важный институт социально-трудовой адаптации студенческой молодёжи
Есть в ответе и пункт об оснащенности техникой, инвентарем и материалами. Всего в республике 460 госколледжей, материально-техническое обеспечение которых в компетенции местных исполнительных органов.
Помогут ли стройотряды карьере выпускников?
— За последние 10 лет на оснащение современным учебным производственным оборудованием колледжей выделено 31,3 млрд тенге, в том числе из республиканского бюджета – 9,95 млрд, из местного бюджета – 16,96 млрд, в рамках проекта Всемирного Банка – 4,42 млрд, — отмечается в ответе.
Хотя на сегодня современное оборудование есть только в 40% колледжей. По поручению Елбасы реализуется проект «Жас маман», в рамках которого
планируется оснащение 180-ти колледжей современным оборудованием согласно международным требованиям Worldskills
на сумму 57,8 млрд тенге (в 2020 году –25,8 млрд, а 2021 году –20,8 млрд). В рамках проекта определен перечень колледжей и оборудования и проводятся конкурсные процедуры по закупу.
По итогам проекта ожидается, что 90% государственных колледжей будут оснащены на уровне международных требований. Появятся региональные центры компетенций и развития стартап-проектов.
Касательно производства товаров и вручения свидетельств о рабочих профессиях вместе с аттестатом ответили следующее:
— Согласно статье 32 Закона Республики Казахстан «Об образовании» организации ТиПО реализуют продукцию собственного производства, выпускаемую в учебно-производственных мастерских, учебных хозяйствах и полигонах.
Сейчас планируется разработка вариативных типовых учебных планов, один из которых будет предусматривать программу обучения рабочей квалификации.
Кроме того, с 2019 года в школах десятиклассники изучают предмет «Основы предпринимательства и бизнеса».
Масимов опубликовал видео из своей студенческой молодости
Сейчас работают 27 учебно-производственных комбинатов (УПК). В них различным профессиям обучают школьников 10 и 11 классов. Например, водитель категории «В» и «ВС», токарь, слесарь-сантехник, мастер по мебели, мастер по ремонту бытовой техники и так далее.
— По результатам обучения выпускникам присваивается квалификация и выдается свидетельство о профессиональной подготовке. При отсутствии УПК для получения рабочей квалификации школьниками используется база колледжей. Например,
в городе Нур-Султан профильным обучением охвачены 1,4 тыс. учащихся по 8 квалификациям, в Павлодарской области — 3,2 тыс.
Теоретическая часть обучения проводится в школах, практическая на базе колледжей, — говорится в документе.
Вместе с тем, развивается система дуального обучения, позволяющая приобрести практические навыки на базе предприятий.
Вручение свидетельств о рабочих квалификациях вместе с аттестатом будет возможно в рамках внедрения вариативных ТУПов по выбору учащихся.
На сегодняшний день в системе ТиПО внедрены 246 модульных образовательных программ на основе профессиональных стандартов и требований WorldSkills. Они позволяют получить широкий круг рабочих квалификаций и специалиста среднего звена. При этом
учебные заведения совместно с работодателями могут изменять содержание программ до 50%, при дуальном обучении – до 80%
Для оценки уровня знаний и навыков проводится итоговая аттестация. С 2020 года будет внедрен новый подход итогового оценивания профессиональной подготовленности выпускников
в формате демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills с участием независимых экспертов из числа работодателей
— Также прорабатывается вопрос внедрения в организациях ТиПО принципов академической свободы, которые усилят конкуренцию, улучшат качество, позволят быстрее реагировать на изменения рынка труда, — отмечается в докумене.
Что же касается посещаемости занятий в колледже в Туркестанской области, управлением развития человеческого потенциала проверила достоверность информации из соцсетей. И факты не подтвердила.
— Работа в указанных направлениях продолжается и находится на контроле Правительства, — уверяется в письме.