Укрепление цены на нефть положительно отразилось на курсе тенге. На 26 мая официальный курс доллара составил 414,13 тенге. Однако нефтяной фактор далеко не единственный, определяющий судьбу нашей валюты, говорит экономист Асет Наурызбаев.
По мнению Наурызбаева, весомым фактором, определяющим курс тенге, остается российский рубль. И если его курс будут удерживать до голосования по поправкам в Конституцию в России, тенге тоже будет оставаться на текущих позициях.
— У нас с Россией слишком большой объем товарооборота и слишком открытая граница.
После голосования, скорее всего, рубль опустят, а тенге «покатится» вслед за рублем. Рубль для нас главный якорь,
и реальное соотношение должно равняться примерно 1:6. Но мы постепенно проигрываем России, потому что наша экономика менее сильная. Однако от спроса на нефть, безусловно, тоже зависит многое.
Если мировая экономика восстановится быстро, вырастут и спрос на нефть, и цены на нее. В этом случае и тенге может вырасти до 380 за доллар, — говорит Асет Наурызбаев.
Кроме того, по словам экономиста, когда в стране после карантина откроются все обменники, спрос на доллары вырастет, и это может немного уронить курс тенге.
— Не думаю, что ударит сильно. У тех, кто собирается путешествовать за рубеж, основные деньги и так в долларах,
— отмечает он.
Между тем финансовый аналитик Андрей Чеботарев считает, нет никаких признаков, что тенге ослабнет после открытия обменников.
— Давайте будем реалистами — обменники уже открыты. Откроются только внебанковские, а банковские работали и во время режима ЧП, сначала не полный день, а с конца апреля-начала мая уже полный. И все, кто хотел поменять деньги, давно поменяли. И даже когда банки не работали, обмен был доступен в их онлайн-приложениях. Поэтому нет никаких предпосылок, что люди ринутся скупать доллары.
— Да у людей сегодня и денег таких нет, чтобы их покупать. У нас больше половины трудоспособного населения получили 42 500 тенге, — замечает Чеботарев.
Он также считает, что значительное влияние на тенге имеет цена рубля. Причем это влияние существенней, чем влияние цены на нефть.
— Были такие моменты, когда нефть росла, а тенге оставался на прежнем уровне. Это объясняется тем, что наш самый большой участник валютного рынка Нацбанк. Причем
регулятор может как «выходить с интервенциями», как было в марте для поддержки тенге, так и «включать пылесос»
В этом случае он скупает обратно выставленные им доллары, не давая таким образом курсу тенге вырасти. С марта месяца, после объявленных интервенций, Нацбанк практически не участвует в торговле — объемы небольшие.
https://365info.kz/2019/02/mif-o-privyazke-tenge-k-rublyu-vse-taki-pravda-svoik
Курс укрепляется на движении нефти и рубля вверх. В последнее время Нацбанк демонстрирует приверженность к свободному курсу тенге. И не участвует в формировании курса. Во всяком случае не делает это прямо и открыто, — отмечает Чеботарев.
Между тем, учитывая, что у Казахстана недиверсифицированная и импортозависимая экономика, подтверждает и администрация президента в лице Тимура Суйлеменова. Именно это и делает наш тенге макроэкономически слабой валютой.
— Чтобы по нам не били внешние факторы, нам нужно войти в тридцатку развитых стран и диверсифицировать экономику. Конечно, об этом легко говорить, но не так просто сделать.
Мы не живем в самой развитой стране мира, наша экономика где-то оставляет желать лучшего. Но в рамках постсоветского пространства она не так плоха,
как нам всем кажется. Да, есть над чем работать, и хочется верить, что кризис с низкими ценами на нефть поспособствуют позитивным переменам в экономике, — заключает аналитик.