Охота у казахов была скорее не средством существования, а развлечением. Самым дорогим и престижным мероприятием считалась охота с гончими.
Для казахов число семь священно. Они считают, что у состоявшегося джигита должно быть семь составляющих богатства:
Ақылды әйел – умная жена
Жүйрік ат – быстрый конь
Құмай тазы – гончая собака
Қыран бүркіт – ловчая птица
Берен мылтық – хорошее ружье
Қанды ауыз қақпан – крепкий капкан
Өткір кездік – острый кинжал.
На третьем месте в списке сокровищ стоит тазы – гончая. Ученый Шайзада Тохтабаева пишет:
«У казахов высоко ценилась тазы (гончая), которая считалась «жеті қазынаның бірі» — одним из семи богатств мира. Стоили такие собаки дорого, потому что в традиционном быту их не разводили.
Бывало, что вместо калыма, состоящего из сорока семи лошадей, отдавали гончую»
Лучшие тазы назывались Құмай тазы. Появление такого термина объясняется легендой.
Вот что рассказывает этнограф Жагда Бабалыкулы:
«Слово «тазы» происходит от слова «таза» (чистый, лучший из лучших). Қыран құмай – так казахи называют лучшего сокола. Его гнездо находится в труднодоступном месте и очень высоко, добыть птенца практически невозможно.
Легенда гласит, почему тазы стали называть Құмай тазы.
Когда казах легко отдаст самое дорогое – коня: традиция Ат қосу
Как-то Қыран құмай унес у тазы щенка, и он стал расти в гнезде вместе с птенцами сокола. Когда соколята оперились и улетели, щенок остался один и он начал подавать голос.
Люди услышали и сказали: «Соколица Қыран құмай родила щенка». Они сняли его из гнезда, которое находилось на очень высоком месте. Отсюда и название Құмай тазы.
Поэтому когда казахи хвалят тазы, говорят: «Этот тазы из гнезда сокола Құмай»».
Охота для казахов была большей частью развлечением нежели промыслом. Потому тазы очень оберегали, гончая допускалась даже в жилое помещении. Перед охотой тазы находился в юрте и мог ложиться даже на постель.
Адольф Янушкевич пишет:
«По приглашению Усмана мы были у него в юрте, пили кумыс и чай, ели кишмиш. …В юрте лежала прекрасная борзая».
Далее он пишет:
«Самый большой доход имеют от лис. Ловят их разными капканами, травят борзыми и соколами, догоняя на лошадях. Борзых имеют отличных».
Для тазы обычно выбирались красивые имена. Например, борзую Жиренше, друга поэта Абая, звали Желқұйын (быстрее ветра).
Многие великие казахи любили охоту с этими собаками. Среди них и великий казахский писатель Мухтар Ауэзов, и видный ученый Алькей Маргулан.
Друг Мухтара Ауэзова, ученый Алькей Маргулан, в статье «Жадымда қалған жақсы күндер» (Добрые дни не забываются), которую посвятил писателю писал так:
«Мухтар Омарханович особенно любил тазы из породы аққасқа (с белой отметиной на лбу), которые могли взять волка. На охоте мы часто говорили о гончих именно этой породы. Я о них хорошо знал. В моем родном ауле их было немало.
Робин Гуды казахских степей, или почти забытое искусство — традиция Садақ тарту
Местность, где выращивают таких тазы, находится у подножия горы Ереймен. Особенное значение им придавали в ауле батыра Бугембая. Позже тазы из этой породы начали распространяться в Акмоле, Баянауле и в сторону реки Иртыш. Выращивание тазы аккаска сделал своего рода искусством Оспан, живший около горы Ереймен.
Для Оспана охота на волков была большим развлечением. Он знал, когда и где надо на них охотиться. Иногда мы выходили на охоту вместе с Оспаном. В те годы вдоль реки Шидерти, где стояли скалистые горы, можно было часто видеть волков.
У Оспана были две большие борзые — у одной на лбу красовалось синее пятно, у другой черное. Они не знали, что такое страх, и никогда не бегали от волков. Были очень стремительными: если увидят волков, те никак не могли спастись. Псы все делали вдвоем…
Отличительным их качеством было то, что устремившись за добычей, они могли уйти на 2-3 километра. Затем одна возвращалась к хозяину и вела его туда, где вторая стерегла добычу.
Как-то на реке Шидерти мы потеряли наших гончих из виду. Волков было девять. Бывалые охотники сказали: «Один вождь стаи, есть и самка, остальные их щенки.
Оспан встревожился и с грустью в голосе промолвил: «Кажется, не повезло моим борзым».
И тут перед нами неожиданно появилась гончая с синим пятном на лбу. Она часто оглядывалась назад. Когда мы подошли к ней, собака стремительно бросилась вперед.
Через несколько пригорков вдалеке мы увидели два темных силуэта. Борзая нас привела туда, где сидела другая и сторожила добычу. Приблизившись, мы увидели двух крупных волков. Рядом, ожидая нас и как бы отдыхая после тяжелой схватки, лежала борзая с черным пятном на лбу».
Однажды Мухтар Омарханович был на охоте и стал свидетелем, как две борзые победили очень крупного волка. Об этом он любил рассказывать во всех красках. Свои воспоминания о той охоте позже он включил в ставший популярным рассказ «Көксерек» (Серый лютый).