Меткие стрелки из лука издревле пользовались у казахского народа особым уважением. Это искусство было востребованным и в военное, и в мирное время.
Древние предки казахов были искусными стрелками. Тогда лук был инновационным оружием и козырной картой в боевых столкновениях.
Историк Геродот писал:
«Среди всех известных народов только скифы обладают одним, зато самым важным для человеческой жизни искусством. Оно состоит в том, что
ни одному врагу, напавшему в их страну, они не дают спастись …Все они конные лучники»
В китайской летописи «История династии Чжоу» лук и стрелы тюрков из всех видов оружия также стоят на первом месте:
«Тюркское боевое оружие — это лук и стрелы с металлическими наконечниками, кольчуга, пика-трезубец и меч».
Самыми искусными воинами считались те, кто пустив коня вскачь, мог на ходу поразить любую цель. Меткий стрелок с хорошим луком ценился не только на войне, он был главным добытчиком пропитания и для аула. Мастера по изготовлению лука пользовались особым уважением.
Стрельба из лука поощрялась с детских лет. Однако серьезно обучали этому искусству наиболее спокойных, сильных, дальнозорких и внимательных мальчиков, готовя из них будущих воинов. Между ними очень часто проводились состязания.
Впрочем, не реже соревновались в мастерстве стрельбы из лука и взрослые. Практически ни одно празднество, будь то свадьба или тризна, не обходилось без традиционного состязания Садақ тарту (стрельба из лука). Иногда его называли Жамбы ату или Теңге ату. Победители всегда получали ценные подарки и могли гордо носить звание «мерген» (не промахивающийся).
История традиционного казахского соревнования Садақ тарту, наверное, начинается с тех самых древних времен, когда было придумано это оружие.
В эпосе «Қобыланды батыр» юный Қобыланды узнал, что хан Коктим проводит состязание по стрельбе из лука.
Кто попадет в золотую монету, тому хан отдаст красавицу дочь. Кобыланды загорелся желанием принять участие в соревновании и сказал об этом старшему товарищу Естемису. Тот не хотел его отпускать, но Кобыланды стоял на своем. Тогда Естемис отправил его в соседнюю страну:
Беліне садақ ілгізді,
Тапсырдым деп жалғызға,
Амандасып жүргізді.
…Қозы жауырын жебені
Ат үстінен шіреніп,
Сонда тұрып тартады.
Кәміл пірлер сенгені
Құрулы бақан басында,
Екі бөліп ұшырды
Ай астында теңгені.
Лук на парня поспешив надеть,
Попрощался он тогда,
Создателя умаляя юнца беречь.
…Лопатка ягненка — так зовется стрела,
Цель давно победителя ждала,
Где виднелась луна.
У покровителей поддержки прося,
Он пустил стрелу высоко.
И она взлетела ввысь,
Тенгу золотую пополам разнеся.
(Смысловой перевод автора статьи)
Таким образом, доказав, что он лучший стрелок, Кобыланды женился на красавице Хуртка.
Иногда с помощью лука и стрел решались сложные ситуации. В романе писателя Ильяса Есенберлина «Хан Кене» описывается, как два джигита влюбились в одну девушку по имени Акбокен.
Один из соперников, батыр Наурызбай, приходился братом самому хану. Тогда хан Кенесары взялся решить это соперничество раз и навсегда, несмотря на то что это было опасно для жизни его брата.
«У Байтабына в лице не было ни кровинки. До хруста были сжаты его зубы, а в устремленных на Кенесары глазах застыли недоумение и неутешное горе.
Всем было ясно, что Байтабын знает о свадьбе Наурызбая и своей нареченной невесты Акбокен. Он ехал тихо, а в правой руке держал наизготовку лук. Люди, окружившие Кенесары, притихли…
В этот момент раздался вдруг топот и веселый смех, это возвращались с охоты Наурызбай с друзьями. Увидев Кенесары, они тоже сошли с коней и двинулись к нему. Впереди шел Наурызбай, а на правом плече его сидел знаменитый во всей округе сокол Кандыкоз – «Кровавый глаз» – с белой шелковой нитью на ногах.
Наурызбай увидел Байтабына и застыл на месте, а Байтабын уже подходил к Кенесары. Встав на одно колено, батыр приветствовал султана.
– О чем мне говорить раньше, мой султан: о закончившемся походе или о несправедливости, которой я подвергся, находясь вдали? – спросил Байтабын.
Густые рыжеватые брови Кенесары, словно крылья орла, сошлись над переносицей.
– Будет еще время выслушать и то и другое! – Он смотрел в упор на Байтабына. Сначала нужно решить один очень важный вопрос… Люди говорят, Байтабын, что ты лучший стрелок в нашем войске. Если правда это, попади со ста шагов в сокола, который сидит на плече у Наурызбая!..
Люди онемели. Безмолвно стоял Наурызбай, и сокол застыл на его плече, словно понимая, какая ему предназначена роль.
Байтабын посмотрел на Наурызбая:
– Мой султан, у стрелы шальные повадки, а голова батыра Наурызбая так близко от птицы…
– За шальную стрелу ты не в ответе!
Это был приказ… Никого не было у Кенесары ближе брата Наурызбая. …Да, если Байтабын промахнется и попадет в голову Наурызбая, конфликт между ними будет разрешен. …И ничего не будет за это Байтабыну…
Все поняли смысл происходяшего. Лучше всех это поняли сами батыры, но никто из них не сказал ни слова.
Наурызбай отошел ровно на сто шагов, пересадил сокола на левое плечо, ближе к сердцу, и стоял, спокойно ожидая выстрела. Лишь чуть побледнело его обычно смуглое лицо.
Байтабын не заставил себя долго ждать. Обведя твердым взглядом батыров, он решительным движением вынул из колчана знаменитую стрелу Козы жаурын – «Смерть ягненка», вскинул лук на уровень груди и как будто не целясь, отпустил тетиву. В тот же миг сокол упал на землю с левого плеча Наурызбая…
Так закончился спор двух батыров, которые обычно даже лучшим друзьям не прощали одного неосторожно сказанного слова.
…Потом Наурызбай подошел к Байтабыну, они пожали друг другу руки, как и подобает делающим общее дело людям. У всех стало светло на душе».
К сожалению, Садақ тарту осталась уделом крайне малого числа энтузиастов возрождения древних традиций. Сегодня увидеть мастерство стрельбы из традиционного кочевого лука можно разве что на этнофестивалях и «Всемирных играх кочевников».