В Казахстане слишком высока степень участия государства в экономике — почти 50%. Его долю пытаются сократить, но процесс забуксовал. Эксперты предлагают полностью реформировать сектор, а заодно и изменить политику управления. Об этом говорится в исследовании казахстанского экспертного клуба по поручению Фонда Первого президента — Елбасы.
Окончание. Читайте также первую и вторую части.
Полный текст опубликован на официальном сайте экспертного клуба.
Авторы отметили, что функции в сфере госуправления и госслужбы закреплены за различными госорганами. Среди них отдельное агентство по делам госслужбы, а также отделы и департаменты в разных ведомствах. Эту систему эксперты назвали «разрозненной и в значительной степени разбалансированной».
Кроме того, налицо серьезные недостатки в системе статистики.
Кому и сколько должен Казахстан: статистика минфина
— Это не способствует принятию управленческих решений на основе реальных замеров и препятствует объективной оценке эффективности госуправления, — подчеркивается в работе.
Для «концентрации функций и повышения потенциала в сфере госуправления» авторы предложили создать единый госорган при президенте. Его функции должны включать:
— Большинство стран ОЭСР в последние годы учредили центральные курирующие органы. Они, как правило, являются частью центрального аппарата правительства, входят в состав администрации премьер-министра или президента, — подчеркнули авторы.
Кроме того, в реформировании нуждается управление квазигоссектором.
В Казахстане слишком высока степень участия государства в экономике
По подсчетом ОЭСР, почти 50% ВВП.
— Предприятия квазигоссектора осуществляют деятельность в 240 отраслях, высокий уровень концентрации госпредприятий наблюдается в таких ключевых отраслях, как железнодорожные и авиаперевозки, электроснабжение и т. д., — перечисляется в работе.
Почему убыточны нацкомпании? — оценки экспертов
Долю квазигоспредприятий пытаются сократить. Идет вторая волна приватизации. Но из заявленных 873 объектов треть позже исключили из перечня.
— Из анонсированных в 2011 году к выходу на IPO шести крупных нацкомпаний
фактически на фондовый рынок были выведены акции только двух компаний
(АО «Казахтелеком» и АО «Казатомпром»). Вместе с тем поступают запросы гражданского общества на прозрачность деятельности и повышение эффективности предприятий квазигоссектора, — отметили авторы.
Далее они предложили провести аудит эффективности и вообще переформатировать сектор. Для этого сократить виды деятельности квазигоссектора. И вообще пересмотреть политику управления подведомственными организациями». Это предложение включает
«отказ от управления на основе юридической формы организации (АО, ТОО, ГПХ и так далее)»
В рамках «перехода к инновационной государственной службе» авторы предложили провести ребрендинг госаппарата.
— Отсутствие целостной системы бренд-менеджмента в Казахстане приводит к
проявлению непрофессионализма членов правительства и политических госслужащих,
находящихся на фронт-линии диалога с населением. В целом текущий имидж госслужбы не способствует росту доверия граждан. Это приводит к усилению «разрыва» между восприятием общества и реальной ситуацией в стране, — считают они.
Они также предложили ввести систему государственного бренд-менеджмента, которая в числе прочего
предполагает изменение формата работы правительства и госорганов
(заседания правительства, мероприятия с участием членов правительства).
Отдельно остановились на вопросах развития гражданского участия в управлении государством.
— В Казахстане гражданское общество имеет некоторую долю свободы
и даже определенную возможность воздействовать на власть и влиять на ее решения
Но до сих пор взаимоотношения между институтами гражданского общества и властью строятся по формуле: «Лояльность в обмен на поддержку». Такая модель взаимодействия на определенном этапе могла играть позитивную роль – позволяла власти сосредоточиться на решении важнейших экономических и социальных проблем. Но сейчас она перестает быть продуктивной, поскольку власть, лишенная объективной оценки своих действий, начинает принимать неэффективные решения, — полагают эксперты.
Кроме того, само гражданское общество все больше желает поучаствовать в собственной жизни. И если его запросы не удовлетворить, «весь мобилизационный потенциал гражданской активности может быть использован деструктивно».
Тут же авторы отметили, что граждан недостаточно информируют о работе государства и принимаемых мерах. Это тоже не повышает доверие населения к государственной власти.
Для расширения гражданского участия авторы предложили в числе прочего институционализировать петиции. Сейчас они активно используются, но никакой юридической силы не имеют. Поэтому их просто не рассматривают.
Соловьев ответил на петицию с требованием «изгнать» его
— С ростом цифровизации онлайн-петиции имеют потенциал превратиться в один из самых популярных способов выражения мнения населения. Предлагается установить два уровня обращения — республиканский и местный. На республиканском уровне соответственно возможны обращения к президенту, членам правительства и депутатам мажилиса. На местном уровне онлайн-петиции будут адресованы акимам областей и городов республиканского значения, депутатам маслихатов, — уточнили авторы.
Кроме того, следует усиливать гражданскую активность на местах. Сейчас активисты в основном сосредоточены в Нур-Султане и Алматы. На региональном уровне работают несколько десятков активных НПО. Через госзаказ финансируются в основном республиканские объединения. Исходя из этого, эксперты предложили изменить приоритеты в государственном социальном заказе, сделав акцент на развитие местных сообществ. А также
финансировать гражданские инициативы и проекты с широким вовлечением граждан
— Нужно начать с изменений подходов финансирования неправительственных организаций. Перейти от размещения прямого госзаказа крупным республиканским организациям к поддержке местных сообществ и гражданских инициатив. Всевозможную поддержку и часть средств госсоцзаказа в виде институциональных грантов должны получить профессиональные отраслевые организации на жестких условиях постоянной выборной сменяемости руководителей, — считают эксперты.
Кроме того, предложили отдавать «ультимативный приоритет» в финансировании проектам по внедрению практик гражданского участия. А также тем, которые сформированы «на основе анализа потребностей групп граждан».