Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Квазигоссектор пора реформировать — исследование Фонда Первого президента — Елбасы

43460
Источник — matritca.kz

Окончание. Читайте также первую и вторую части.

Полный текст опубликован на официальном сайте экспертного клуба.

Сектор малоэффективен и непрозрачен

Авторы отметили, что функции в сфере госуправления и госслужбы закреплены за различными госорганами. Среди них отдельное агентство по делам госслужбы, а также отделы и департаменты в разных ведомствах. Эту систему эксперты назвали «разрозненной и в значительной степени разбалансированной».

Кроме того, налицо серьезные недостатки в системе статистики.

Кому и сколько должен Казахстан: статистика минфина

— Это не способствует принятию управленческих решений на основе реальных замеров и препятствует объективной оценке эффективности госуправления, — подчеркивается в работе.

Для «концентрации функций и повышения потенциала в сфере госуправления» авторы предложили создать единый госорган при президенте. Его функции должны включать:

  • разработку и реализацию политики в сфере государственного управления и госслужбы;
  • внедрение новых подходов стратегического планирования;
  • обеспечение независимости и развитие национальной статистики.

— Большинство стран ОЭСР в последние годы учредили центральные курирующие органы. Они, как правило, являются частью центрального аппарата правительства, входят в состав администрации премьер-министра или президента, — подчеркнули авторы.

Кроме того, в реформировании нуждается управление квазигоссектором.

В Казахстане слишком высока степень участия государства в экономике

По подсчетом ОЭСР, почти 50% ВВП.

— Предприятия квазигоссектора осуществляют деятельность в 240 отраслях, высокий уровень концентрации госпредприятий наблюдается в таких ключевых отраслях, как железнодорожные и авиаперевозки, электроснабжение и т. д., — перечисляется в работе.

Почему убыточны нацкомпании? — оценки экспертов

Долю квазигоспредприятий пытаются сократить. Идет вторая волна приватизации. Но из заявленных 873 объектов треть позже исключили из перечня.

— Из анонсированных в 2011 году к выходу на IPO шести крупных нацкомпаний

фактически на фондовый рынок были выведены акции только двух  компаний

(АО «Казахтелеком» и АО «Казатомпром»). Вместе с тем поступают запросы гражданского общества на прозрачность деятельности и повышение эффективности предприятий квазигоссектора, — отметили авторы.

Далее они предложили провести аудит эффективности и вообще переформатировать сектор. Для этого сократить виды деятельности квазигоссектора. И вообще пересмотреть политику управления подведомственными организациями». Это предложение включает

«отказ от управления на основе юридической формы организации (АО, ТОО, ГПХ и так далее)»

Ребрендинг госаппарата и развитие гражданского участия

В рамках «перехода к инновационной государственной службе» авторы предложили провести ребрендинг госаппарата.

— Отсутствие целостной системы бренд-менеджмента в Казахстане приводит к

проявлению непрофессионализма членов правительства и политических госслужащих,

находящихся на фронт-линии диалога с населением. В целом текущий имидж госслужбы не способствует росту доверия граждан. Это приводит к усилению «разрыва» между восприятием общества и реальной ситуацией в стране, — считают они.

Они также предложили ввести систему государственного бренд-менеджмента, которая в числе прочего

предполагает изменение формата работы правительства и госорганов

(заседания правительства, мероприятия с участием членов правительства).

Отдельно остановились на вопросах развития гражданского участия в управлении государством.

— В Казахстане гражданское общество имеет некоторую долю свободы

и даже определенную возможность воздействовать на власть и влиять на ее решения

Но до сих пор взаимоотношения между институтами гражданского общества и властью строятся по формуле: «Лояльность в обмен на поддержку». Такая модель взаимодействия на определенном этапе могла играть позитивную роль – позволяла власти сосредоточиться на решении важнейших экономических и социальных проблем. Но сейчас она перестает быть продуктивной, поскольку власть, лишенная объективной оценки своих действий, начинает принимать неэффективные решения, — полагают эксперты.

Кроме того, само гражданское общество все больше желает поучаствовать в собственной жизни. И если его запросы не удовлетворить, «весь мобилизационный потенциал гражданской активности может быть использован деструктивно».

Тут же авторы отметили, что граждан недостаточно информируют о работе государства и принимаемых мерах. Это тоже не повышает доверие населения к государственной власти.

Петиции есть, но их не рассматривают

Для расширения гражданского участия авторы предложили в числе прочего институционализировать петиции. Сейчас они активно используются, но никакой юридической силы не имеют. Поэтому их просто не рассматривают.

Соловьев ответил на петицию с требованием «изгнать» его

— С ростом цифровизации онлайн-петиции имеют потенциал превратиться в один из самых популярных способов выражения мнения населения. Предлагается установить два уровня обращения — республиканский и местный. На республиканском уровне соответственно возможны обращения к президенту, членам правительства и депутатам мажилиса. На местном уровне онлайн-петиции будут адресованы акимам областей и городов республиканского значения, депутатам маслихатов, — уточнили авторы.

Кроме того, следует усиливать гражданскую активность на местах. Сейчас активисты в основном сосредоточены в Нур-Султане и Алматы. На региональном уровне работают несколько десятков активных НПО. Через госзаказ финансируются в основном республиканские объединения. Исходя из этого, эксперты предложили изменить приоритеты в государственном социальном заказе, сделав акцент на развитие местных сообществ. А также

финансировать гражданские инициативы и проекты с широким вовлечением граждан

— Нужно начать с изменений подходов финансирования неправительственных организаций. Перейти от размещения прямого госзаказа крупным республиканским организациям к поддержке местных сообществ и гражданских инициатив. Всевозможную поддержку и часть средств госсоцзаказа в виде институциональных грантов должны получить профессиональные отраслевые организации на жестких условиях постоянной выборной сменяемости руководителей, — считают эксперты.

Кроме того, предложили отдавать «ультимативный приоритет» в финансировании проектам по внедрению практик гражданского участия. А также тем, которые сформированы «на основе анализа потребностей групп граждан».

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter