Надежды на реформы госаппарата пока не оправдываются.
Проблемы госуправления в Казахстане приобрели уже системный характер. Среди них недостаточная открытость, слишком большое число чиновников и многое другое. С учетом того, что доверие к властям падает по всему миру, пора реформироваться по-настоящему.
Необходимость реформ госаппарата декларировалась уже давно, но реализация ожиданий населения пока не оправдывает.
Это показали результаты исследования казахстанского экспертного клуба по поручению Фонда Первого президента — Елбасы. По результатам авторский коллектив подготовил работу «Государственное управление в Республике Казахстан «Сильное государство. Зрелое общество».
Авторы не только проанализировали нынешнее состояние, но и дали ряд рекомендаций. Например, необходимость больше вовлекать сограждан в госуправление, благо, что современные технологии этому способствуют.
Полный текст опубликован на официальном сайте экспертного клуба.
Особо авторы отметили, что нынешняя модель госуправления «имеет системные проблемы», мешающие развитию. Например, недостаточная открытость и подотчетность, короткий горизонт планирования, падающая эффективность. А также избыточность госфункций и непривлекательность госслужбы.
— Во властной вертикали незаметно происходит
постепенная потеря баланса «сдержек и противовесов» как при подготовке решений, так и при оценке эффективности реализации
При этом госаппарат остается уязвимым к современным вызовам, связанным с развитием цифровых технологий и ростом популизма, — утверждают исследователи.
Ситуация требует новых подходов и новых «контуров госуправления». Об этом говорят и растущие требования граждан — как социально-экономические, так и общественно политические.
— Анализ показал необходимость переформатирования работы госаппарата, сокращения доли государства в экономике,
вовлечения гражданского общества в разработку госполитики и принятие управленческих решений,
— перечислили авторы.
Определили они и глобальные тренды. Сейчас среди них наиболее заметна «высокая степень неопределенности». В первую очередь в мировой экономике. Повлияло на это сразу несколько факторов:
Существенно влияет и непредсказуемость поведения населения. Налицо кризис доверия и децентрализация управления. И это касается всех стран. Как показал обзор госуправления ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), в 2019 году
доверие людей к правительству восстановилось только на 45% от величины перед кризисом 2007 года
То же самое происходит и в Казахстане. Например,
в 2019 году недоверие к МВД составило 68,4%, к судам — 67,6%, к прокуратуре — 66,2%
— Необходимы максимальная открытость обществу и чувствительность к запросам граждан. Совершенные навыки коммуникаций и современное понимание эффективного лидерства. Минимум легитимного насилия и максимум справедливости и честности.
В течение следующих 15-20 лет
важную роль в госуправлении будут играть все большее число разнообразных государственных и негосударственных, а также наднациональных субъектов,
— считают исследователи.
Модель госуправления больше не развивается, ее эффективность не растет. И это один из самых существенных внутренних вызовов. Для нынешней модели характерно «доминирование госаппарата в разработке политики и принятии управленческих решений». Но это уже работает плохо.
— Развитие госаппарата за счет увеличения его масштабов и усложнения функций
подошло к критическому рубежу как по финансовым, так и по управленческим причинам
Действующий президент неоднократно заявлял о намерении проводить реформирование госаппарата. Старт политического транзита страны вкупе с рядом беспрецедентных шоков 2019-2020 гг. продемонстрировали критическую потребность в подобных реформах, — отметили исследователи.
Свою лепту внесло снижение мировых цен на углеводороды. Это серьезно влияет на доходы бюджета, «сокращает простор для управленческих экспериментов и повышает цену ошибок». По мнению авторов, госаппарату сейчас нужно сокращать затраты,
«повышать устойчивость системы госуправления, выстраивать четкую коммуникационную политику»
Последнее особенно актуально с учетом развития гражданского общества.
— Социальные сети на основе IT уже показали способность генерировать мнения, чтобы привлечь внимание общественности к необходимости политических и социальных перемен. Таким образом,
инфокоммуникационные технологии предоставляют беспрецедентную возможность вовлечения граждан в госуправление,
— говорится в работе.
Одновременно авторы подчеркнули, что непосредственно госаппарат «остается уязвимым к современным вызовам, связанным с развитием цифровых технологий и ростом популизма». Хотя и стал больше реагировать на публикации в соцсетях. Но тут оказались две стороны. С одной стороны,
расширились каналы коммуникаций, стала сокращаться дистанция между населением и властью
А с другой, госслужащие начали бояться создаваемого негативного общественного мнения, что «демотивирует принимать любые определенные решения».
— Повышенная чувствительность госуправления к соцсетям отвлекает фокус их внимания и ресурсы на погашение и предотвращение цифровой охлократии — зачастую искусственно создаваемых коммуникационных кризисов и манипулятивных атак, — считают авторы.
При этом рост гражданской активности налицо, но
реализация заявленных в рамках Плана нации реформ не оправдывает ожиданий населения
Эффективности госаппарата мешает ряд факторов:
В 2000 году их было 67 тысяч, к 2010 году — чуть более 104 тыс.
В 2020 численность госслужащих около 98 тыс. человек, это 1,1% от экономически активного населения
Кроме того, за счет бюджета содержатся гражданские служащие (1,4 млн) и сотрудники правоохранительных органов (300 тыс.).
— В странах ОЭСР врачи, учителя, полицейские и военнослужащие также отнесены к категории госслужащих и составляют 18% экономически активного населения. В скандинавских странах — Дании, Норвегии и Швеции — 30%, в Азиатском регионе – 6-8% (Япония – 6%, Южная Корея – 7,6%). Если применять аналогичный принцип в Казахстане, соотношение составит 20%, — отмечают авторы.
В госорганах есть лишние структуры, также налицо
диспропорции между руководителями и исполнителями (на 1 руководителя приходится 1,2 исполнителя)
И наконец, избыточный функционал. У центральных госорганов около 6,5 тыс. функций. Авторы считают, что это слишком много. На уровне местных исполнительных органов в среднем 1 тыс. функций.
Также они отметили «раздувание» штатной численности и неэффективность межведомственного взаимодействия. При этом
дублируются функции не только между госорганами, но и их подведомственными организациями
А это повышает нагрузку на республиканский бюджет.
— В целом текущая модель госуправления достигла предела, когда существующий формат становится «узким» и не готов к вызовам современности. Однако ускорение технологического прогресса расширяет возможности для дальнейших преобразований, — утверждают исследователи.
Продолжение следует