Национальные компании завершили 3 квартал 2017 года с общим убытком в 136 млрд тенге. Эксперты убеждены, что дело в отсутствии качественного контроля.
Такому падению предшествовал период резкого падения прибыли после хорошего старта в начале прошлого года, пишет Finprom.
По мнению экономиста Рустема Жансеитова, данная ситуация сложилась в силу нескольких причин.
— Даже не углубляясь в якобы экономические причины, можно указать на две основные — неэффективный менеджмент и отсутствие персональной ответственности.
Обе причины имеют под собой общую основу — непотизм и его вариации с вытекающими последствиями
Пока это не прекратится, убытки будут перманентными на всех уровнях, — считает он.
Между тем в 2016 году нацкомпании старались экономить, жестко оптимизируя свои траты. В результате в 3 квартале 2016 года на производство товаров/услуг и организацию прочей деятельности организации потратили в 3 раза меньше, чем за июль-сентябрь 2015 года. Однако в 2017 году объем затрат вновь начал идти вверх.
Большие затраты, по мнению Жансеитова, также являются следствием различных, якобы управленческих и посреднических структур, дублирующих и перераспределяющих финансовые потоки.
— В сложные времена, которые мы сейчас имеем, необходима жёсткая оптимизация всех процессов в госструктурах и квазигосударственном секторе, чего не наблюдается, — отмечает он.
По словам политолога Замира Каражанова, обилие нацкомпаний — сегодня больная тема не только для Казахстана, но и для всего постсоветского пространства. И даже для Китая.
— Причина такого явления — отсутствие реформ. У нацкомпаний большой потенциал и перспективы, в том числе и для выхода на внешние рынки. Тот же
«Казатомпром» входит в число мировых лидеров по добыче урана. Но пока что мы ограничиваемся лишь его добычей,
не занимаясь переработкой. Вопросы развития отрасли были спущены на тормозах. Чтобы процесс пошел, компании нужно поменять принципы своей работы: привлекать инвесторов и внедрять новые технологии. Без этих двух факторов развития быть не может, — считает он.
Каражанов вспоминает, что еще в конце 90-х — начале 2000-х годов Григорий Марченко высказывался о необходимости приватизации нацкомпаний, которые на тот момент назывались «голубыми фишками».
«Пузырь» госкомпаний раздулся до опасных пределов — эксперты
— Но прошло 18 лет, а ситуация никак не поменялась. Причина в том, что квазигоссектор тяжело поддается реформам и переменам. Там очень сильное сопротивление таким планам.
Потому что управленцы находятся в зоне комфорта и их все устраивает
Но это не устраивает нас и казахстанскую экономику. Вообще, квазигоссектор — тот сектор, который должен был быть локомотивом развития экономики страны. Сейчас, в условиях общемирового снижения цен на нефть квазигоссектор должен был обеспечивать рост казахстанской экономики, диверсифицировать ее. Но в итоге этого нет, только убытки, — отмечает он.
Политолог убежден, что если ничего не поменять, квазигоссектор с годами превратится в «болото», которое будет из года в год расти.
— Чтобы что-то поменялось, нацкомпании должны начать работать по рыночным законам, приняв на себя ответственность. А заработанные деньги должны инвестироваться в собственное производство. Отсутствие развития приводит к деградации. Появляются бюрократические привычки, характерные для госаппарата, раздувается штат сотрудников, — отмечает политолог.
По словам Каражанова, временами контроль государства вынуждает нацкомпании временно меняться и сокращать расходы. Но механизма постоянного контроля нет и со временем все возвращается на круги своя.