У государственной системы управления сейчас слишком много функций, из-за чего многие ключевые задачи оказываются нерешенными. Об этом говорится в исследовании казахстанского экспертного клуба по поручению Фонда Первого президента — Елбасы. Авторы полагают, что число этих функций можно сократить с 6,5 до 1 тыс. Что тут же положительно скажется на качестве.
Продолжение. Читайте также первую часть.
Полный текст работы «Государственное управление в Республике Казахстан «Сильное государство. Зрелое общество» опубликован на официальном сайте клуба.
Авторы отметили, что в нынешней системе государственного планирования (СГП) налицо ряд существенных недостатков.
— Дублирование документов СГП, стратегические документы перегружены показателями, система планирования не подразумевает участие граждан в разработке стратегических документов, устарели применяемые индикаторы, — перечислили они.
Громоздкую систему нужно менять на более гибкие стратегии. Для чего, во-первых,
вырабатывать государственную политику на основе подхода «Люди прежде всего»
Сейчас при разработке госполитики не вовлекается широкая общественность, а само формирование идет по принципу «сверху вниз». В результате нет значимых качественных изменений.
Оркен Кенжебек: госполитика развернулась в сторону казахскоязычного сегмента
— Нет прогресса в решении проблем, имеющих длительный характер (ликвидация аварийных и трехсменных школ, обеспечение питьевой водой и жильем, строительство автомобильных дорог и т. д.), — утверждают авторы.
Кроме того, из-за низкой вовлеченности граждан
при разработке госпрограмм не в должной мере изучаются реальные потребности населения
Исследователи считают, что нужно пересмотреть методологию и процедуры разработок стратегических и программных документов. В первую очередь сделать акцент на:
Требуется также большая открытость.
— На более высоких уровнях госпланирования необходимо
отказаться от громоздкой системы десятилетних «негибких» планов и перейти к построению адаптируемых стратегий и сценариев,
— утверждают исследователи.
Далее следует переходить от «администрирования» поведения людей и организаций к использованию стимулов и ориентиров. На первоначальном этапе возможно создание центра поведенческих исследований.
— По подсчетам экспертов, на текущий момент
система госуправления оперирует более чем 3 тыс. индикаторов и показателей
На обслуживание и управлением направляются значительные ресурсы, — подчеркнули авторы.
При этом ключевые задачи развития в полной мере не решены. Не изменилась структура экономики, недостаточно выросло качество жизни и так далее. Даже в в отчетах Счетного комитета указывается, что основная причина низкой эффективности госпрограмм — слабое качество разработки.
Авторы утверждают, что нужно переходить «от оценки документов (исполнение мероприятий, достижение индикаторов)» к оценке политик. Для этого использовать:
— Государству необходимо создавать
институциональный спрос на глубинные социсследования в рамках проводимых госполитик и на оценку их результатов
Необходимо большее раскрытие информации и данных, оцифровка исторических рядов данных по ключевым направлениям госполитики, — считают исследователи.
Кроме того, сегодняшний набор государственных функций и услуг «не в полной мере соответствует запросам общества и бизнеса».
— Госорганы имеют избыточный функционал, и к функциям причисляется исполнение отдельных задач, обязанностей, операций и мероприятий разового характера. Требуется кардинальное уменьшение и систематизация функций госорганов с закреплением ответственности на уровне правительства, а не отдельных государственных органов, — считают авторы.
Для этого они предлагают сформировать некий базовый список функций государства. Это позволить конкретизировать и выстроить компактную структуру госорганов.
https://365info.kz/2019/04/nuzhno-usilivat-dvustoronnyuyu-svyaz-mezhdu-obshhestvom-i-gosudarstvom-issledovanie
— Базовый набор функций должен отбираться и формулироваться, исходя из конституционных основ государства и принципа «Люди прежде всего». В приоритете регулирование общественных отношений, поддержка и изменение качества жизни людей и т. д.
Все прочие задачи и функции отсекаются – переводятся в формат программ/проектов развития, передаются в частный сектор,
— уточняется в работе.
Функции поддержания порядка и производства общественных неделимых благ должны оставаться неизменными. Авторы полагают, что такой подход позволит
сократить число госфункций с 6,5 до 1 тыс.
Далее можно уже провести ряд реформ. Это:
Продолжение следует