Нур-Султан
Сейчас
-19
Завтра
-18
USD
426
+0.44
EUR
513
+3.55
RUB
5.63
+0.05

«Функции госуправления можно сократить» — исследование Фонда Первого президента — Елбасы

44331
фото: akorda.kz

Продолжение. Читайте также первую часть.

Полный текст работы «Государственное управление в Республике Казахстан «Сильное государство. Зрелое общество» опубликован на официальном сайте клуба.

Реальные потребности населения толком не изучили

Авторы отметили, что в нынешней системе государственного планирования (СГП) налицо ряд существенных недостатков.

— Дублирование документов СГП, стратегические документы перегружены показателями, система планирования не подразумевает участие граждан в разработке стратегических документов, устарели применяемые индикаторы, — перечислили они.

Громоздкую систему нужно менять на более гибкие стратегии. Для чего, во-первых,

вырабатывать государственную политику на основе подхода «Люди прежде всего»

Сейчас при разработке госполитики не вовлекается широкая общественность, а само формирование идет по принципу «сверху вниз». В результате нет значимых качественных изменений.

Оркен Кенжебек: госполитика развернулась в сторону казахскоязычного сегмента

— Нет прогресса в решении проблем, имеющих длительный характер (ликвидация аварийных и трехсменных школ, обеспечение питьевой водой и жильем, строительство автомобильных дорог и т. д.), — утверждают авторы.

Кроме того, из-за низкой вовлеченности граждан

при разработке госпрограмм не в должной мере изучаются реальные потребности населения

Исследователи считают, что нужно пересмотреть методологию и процедуры разработок стратегических и программных документов. В первую очередь сделать акцент на:

  • конкретику — «как именно наши действия улучшат жизнь людей»,
  • теорию изменений — «как именно наши действия и желаемые изменения связаны»,
  • цепочку результатов — от прямых к желаемому эффекту.

Требуется также большая открытость.

— На более высоких уровнях госпланирования необходимо

отказаться от громоздкой системы десятилетних «негибких» планов и перейти к построению адаптируемых стратегий и сценариев,

— утверждают исследователи.

Далее следует переходить от «администрирования» поведения людей и организаций к использованию стимулов и ориентиров. На первоначальном этапе возможно создание центра поведенческих исследований.

Судить нужно по результатам

По подсчетам экспертов, на текущий момент

система госуправления оперирует более чем 3 тыс. индикаторов и показателей

На обслуживание и управлением направляются значительные ресурсы, — подчеркнули авторы.

При этом ключевые задачи развития в полной мере не решены. Не изменилась структура экономики, недостаточно выросло качество жизни и так далее. Даже в в отчетах Счетного комитета указывается, что основная причина низкой эффективности госпрограмм — слабое качество разработки.

Авторы утверждают, что нужно переходить «от оценки документов (исполнение мероприятий, достижение индикаторов)» к оценке политик. Для этого использовать:

  • оценку нужд и потребностей населения,
  • качества регулирования,
  • соотношения затрат и произведенного эффекта и т. д.

Государству необходимо создавать

институциональный спрос на глубинные социсследования в рамках проводимых госполитик и на оценку их результатов

Необходимо большее раскрытие информации и данных, оцифровка исторических рядов данных по ключевым направлениям госполитики, — считают исследователи.

Слишком много — тоже нехорошо

Кроме того, сегодняшний набор государственных функций и услуг «не в полной мере соответствует запросам общества и бизнеса».

— Госорганы имеют избыточный функционал, и к функциям причисляется исполнение отдельных задач, обязанностей, операций и мероприятий разового характера. Требуется кардинальное уменьшение и систематизация функций госорганов с закреплением ответственности на уровне правительства, а не отдельных государственных органов, — считают авторы.

Для этого они предлагают сформировать некий базовый список функций государства. Это позволить конкретизировать и выстроить компактную структуру госорганов.

Нужно усиливать двустороннюю связь между обществом и государством — исследование

— Базовый набор функций должен отбираться и формулироваться, исходя из конституционных основ государства и принципа «Люди прежде всего». В приоритете регулирование общественных отношений, поддержка и изменение качества жизни людей и т. д.

Все прочие задачи и функции отсекаются – переводятся в формат программ/проектов развития, передаются в частный сектор,

— уточняется в работе.

Функции поддержания порядка и производства общественных неделимых благ должны оставаться неизменными. Авторы полагают, что такой подход позволит

сократить число госфункций с 6,5 до 1 тыс.

Далее можно уже провести ряд реформ. Это:

  • оптимизация структуры госаппарата и численности госслужащих;
  • введение регламентов работы госслужащих, выведение индивидуальной оценки потенциала, результатов и вклада, оплата труда с учетом результатов такой оценки;
  • реформа управления подведомственными организациями с целью сокращения дублирования функционала организаций госсектора, количества подведомственных структур и предприятий с участием государства;
  • оптимизация бизнес-процессов работы госорганов для снижения непродуктивной нагрузки на госслужащих, сокращения «коррупционных» петель и подготовки упорядоченных протоколов для дальнейшей цифровизации госсектора;
  • переосмысление процессов формирования, накопления и использования административных данных, ведомственной статистики.

Продолжение следует

© «365 Info», 2014–2020 info@365info.kz, +7 (727) 350-61-36
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter