Во II квартале 2021 года в Мангистауской области запустят новый комплекс по производству бензина и дизельного топлива.
Несмотря на значительное сокращение потребления нефтепродуктов в связи с падением цен на энергоносители и пандемией COVID-19, Казахстан активно расширяет нефтепереработку. Помимо завода в Мангистауской области за 12,1 млрд тенге аналогичные производства планируют построить в Западной-Казахстанской, Туркестанской и Кызылординской областях. К 2022 году, по прогнозам Минэнерго, автопарк Казахстана вырастет настолько, что даже модернизированные в 2018 году действующие НПЗ перестанут справляться с потребностями страны. Это значит, что им снова придется нести расходы на замену оборудования.
Рынок нефтепереработки столь динамичный, что ситуация на нем меняется регулярно. В марте 2020 года в связи с падением потребления ГСМ и высокой вероятностью затоваривания складов ГСМ
казахстанские власти приняли беспрецедентные меры по поддержке производителей нефтепродуктов
Правительство отменило ранее действовавший в стране запрет на вывоз ГСМ за пределы Казахстана и стран Таможенного союза. Также государство до 31 декабря 2020 года освободило производителей ГСМ, реализуемых на экспорт, от уплаты акцизов. В очередной раз Казахстан запретил импорт нефтепродуктов железнодорожным транспортом из России сроком на 3 месяца. Последний раз подобные меры принимались в 2018 году. Ну и, наконец, обнулены вывозные таможенные пошлины на ГСМ.
Подобные решения были продиктованы проблемами, возникшими на модернизированных НПЗ. Из-за карантина в крупных городах и снижения потребления заводы перешли на работу с минимальной нагрузкой. При этом, из-за низкого спроса снизилась и цена нефтепродуктов.
С начала марта снижение оптовых цен на бензин и дизельное топливо на внутреннем рынке составило около 10%.
Однако Ассоциация KazEnergy не считает это снижение беспрецедентным как в Казахстане, так и в мире
По данным ассоциации, в разных странах мира мартовские цены на ГСМ по сравнению с докризисными февральскими упали в среднем на 10-15%.
В частности, в США бензин и дизельное топливо в феврале стоили 0,73 и 0,77 доллара за литр, а к концу марта стали дешевле на 10%. Гонконг, где стоимость нефтепродуктов одна из самых высоких в мире, показал снижение в связи с кризисом лишь на 3% — с 2,27 до 2,20 доллара за литр бензина и с 1,86 до 1,80 доллара за литр дизельного топлива. Сильнее всего бензин подешевел в Турции – на 22%, а дизельное топливо – в России, аж на 19%.
Розничные цены на ГСМ в Казахстане, несмотря на недавний их рост, все равно остаются одними из самых низких в мире
В январе ставки акцизов на топливо выросли с 8 до 18 тенге за литр — более чем в 2 раза. Но розничные цены для потребителей выросли лишь на 6-7 тенге. И то постепенно. Розничные сети не смогли восстановить свои потери от повышения ставки акциза.
В апреле KazEnergy сообщала, что из-за снижения транзитного потока грузоперевозок и пассажироперевозок потребление топлива упало на треть от ранее запланированного объема. Апрельские данные еще более удручающие – снижение на 70%.
Расчет на экспорт ГСМ, который ранее был под запретом, явился спасительным кругом для НПЗ и нефтедобывающих компаний, поставляющих нефть на внутренний рынок. Бесперебойная деятельность модернизированных НПЗ является гарантом топливной безопасности республики. Да и займы, за счет которых вся нефтеперерабатывающая отрасль страны прошла модернизацию, оплачивают сами НПЗ. То есть их остановка чревата большими долгами.
Эксперты отмечают, что искусственное поддержание низких розничных цен на топливо в Казахстане не может продолжаться вечно
В 2019 году при мировых ценах на нефть в 50-75 долларов США за баррель нефть на внутреннем рынке реализовывалась на 40-50% дешевле.
«Годовой объем переработки нефти на НПЗ РК составляет около 16,5 млн тонн в год. Порядка 70-75% объемов добываемой нефти недропользователи направляли для переработки на НПЗ РК, предоставляя скидку в вышеуказанном размере для поддержания низких цен на ГСМ на внутреннем рынке РК», — говорится в сообщении Ассоциации KazEnergy. – «В условиях падения мировых товарных рынков, общемирового снижения спроса на энергоносители, казахстанские недропользователи находятся под весьма серьезным давлением мирового рынка.
В ближайшей перспективе существует высокий риск формирования отрицательной стоимости нефти на казахстанскую нефть
То есть мы уже не говорим о реализации сырья по цене ниже себестоимости, а говорим о цене нефти, когда только затраты на устье скважины будут превышать доходы от реализации».
Государство услышало игроков рынка. Скоро подведут первые итоги принятых беспрецедентных мер.