Эти предложения мы собрали из работ десятков экспертов по всему миру. Если их объединить, они будут воздействовать на пандемию с разных направлений, сделав ее менее болезненной как для социума, так и для экономики любой страны.
Совместное исследование группой пяти исследователей из Гонконга и нескольких европейских университетов показывает, что если 80% населения убедить надеть маски, это значительно сократит уровень передачи инфекции.
Именно широко распространенное использование масок, вероятно, является одной из причин умеренной вспышки инфекции в Японии. Кроме того, их тотальное использование рассматривается как часть истории успеха в Гонконге.
Маска мало помогает в защите от заражения. Но
ключевой фактор в том, что она много делает для предотвращения распространения вируса
Уже точно известно, что источником заражения может быть и бессимптомный больной.
Междисциплинарная группа из Йельского университета, в состав которой входят биологи, врачи, экономисты и специалисты в области общественного здравоохранения, подсчитала, что
«каждая дополнительная тканевая маска, которую носит население, в итоге снижает потери для экономики США от 3 до 6 тысяч долларов».
А польза от масок профессионального уровня для работников здравоохранения может быть еще выше.
Здесь есть большое «но». Многие страны, в частности Америка, столкнулись с нехваткой масок, в том числе профессиональных. Производители не спешат наращивать объемы производства, потому что не знают, сколько продержится высокий спрос. Совладелец крупнейшей американской компании по производству масок Майкл Боуэн в интервью NRP сказал:
«В 2009 году при пандемии гриппа H1N1 был скачок спроса. Мы наняли много людей и набрали обороты. Потом мы чуть не обанкротились и уволили больше, чем нанимали, чтобы спасти компанию. Это не просто переключить кнопку. Нужно понести миллионные расходы и обучить людей. Ты это делаешь, а спрос на специфический товар резко падает».
Калеб Уотни из Института Р-стрит и Алек Стэпп из Института прогрессивной политики предлагают решение этой проблемы. Основная идея – государство гарантирует выкуп масок в течение длительного времени. Это дает владельцам бизнеса уверенность в возвращении инвестиций.
Риск в том, что
если ситуация с пандемией нормализуется раньше, чем предполагалась, страна в конечном итоге может понести ненужные расходы
Однако, пишут ученые, избыток масок можно складировать на случай следующей пандемии. Или использовать в качестве гуманитарной помощи странам, не имеющим такой финансовой возможности.
На примере Южной Кореи и Китая можно сказать, что широкомасштабное тестирование облегчает управление пандемией.
Пол Ромер, и он скорее экономист, чем эпидемиолог, сделал расчеты, которые иллюстрируют силу широкого тестирования.
Симуляция на его сайте показывает, что вирус может быть успешно подавлен путем тестирования каждого американца раз в две недели. Это помогает выявить положительные случаи без дополнительного отслеживания контактов. И
это работает, даже если количество ложных отрицательных показаний теста достигает 20%
Ромер подчеркивает, что не стоит полагаться на тесты как на единственную котрмеру, но тем не менее вкупе с другими мерами это даст быстрый результат.
Тот же Ромер, на этот раз в тандеме с биоэтиком и врачом Зиком Эмануэлем, поднял еще одну проблему — тестируют не тех людей.
Подавляющее большинство стран тестирует по диагностическим признакам. То есть пытается понять, болен ли человек просто гриппом или у него коронавирус. Это имело смысл в феврале, когда традиционной простудой страдали многие. Сейчас это бессмысленная трата тестов.
Ромер и Эмануэль утверждают, что эффективней тестировать тех, кто имеет большую вероятность распространить вирус. Тем более если нет возможности и средств проводить широкомасштабное тестирование.
Например, я намного чаще всех в семье покупаю продукты. Значит, в случае заражения я с большей вероятностью стану распространителем вируса, чем моя жена. Но продавцы в супермаркете имеют больше контактов и соответственно более опасны. Но они не идут ни в какое сравнение с сотрудниками больниц. Причем не только врачами.
То есть
предлагается выделить группы людей с повышенной возможностью распространения вируса и тестировать их на постоянной основе
Такой подход увеличит эффективность тестирования и позволит быстрее остановить пандемию.
Муге Чевик, вирусолог из Университета Сент-Эндрюс, сделал обзор исследований из азиатских стран. Его статья подчеркивает — уровень распространения через домохозяйства чрезвычайно высок. Другими словами, многие заболевают от соседей по комнате или членов семьи.
Текущие руководящие принципы CDC призывают инфицированных «оставаться в определенной комнате и вдали от других людей и домашних животных в вашем доме» и «использовать отдельную ванную комнату».
Это непрактично во многих случаях. Не у всех есть большой дом, и некоторые нуждаются в постоянной заботе и внимании. Все успешные стратегии подавления вирусов в азиатских странах основывались на том или ином виде карантина больных (а иногда и их близких контактов) вне дома. Что в принципе доказал и Казахстан. При таком подходе все цепочки заражений рано или поздно, но обрываются.
Мнение многих ведущих экономистов заключается в том, что лучший способ облегчить экономические проблемы — тратить больше денег.
Все страны предприняли ряд различных мер, чтобы снизить давление на население от временно потерянной работы и помочь бизнесу. Однако Клаудия Сам, макроэкономист из Вашингтонского центра справедливого роста и бывший штатный экономист в Федеральном резерве, уверена: все эти меры малоэффективны.
По ее мнению,
есть всего два способа потратить государственные деньги с наибольшей пользой как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах
Первое – государство должно ежемесячно поддерживать все население финансово. Как минимум в размере среднемесячной зарплаты. И до тех пор, пока необходима экономическая помощь.
В условиях закрытых границ основная масса этих средств останется внутри страны и так или иначе вернется в экономику. Это сохранит покупательскую способность населения и сработает эффективней, чем разрешение отсрочить выплаты по кредитам и оплату коммуналки.
Для поддержки бизнеса, особенно малого и среднего, специалисты по экономическим инновациям Адам Озимек и Джон Леттьери предлагают
предоставить ссуды с нулевой процентной ставкой. На сумму до $5 млн, или 200% от операционных расходов 2019 года
По их мнению, это в первую очередь поможет предприятиям, связанным с производством, пережить резкое падение спроса в связи с пандемией. А это уже гарантия быстрого восстановления экономики и ее дальнейшего развития.