Марат Когамов, доктор юридических наук, член АЕН РК, считает, что закон регулирующий право на мирные митинги полностью соответствует международным нормам. При этом профессор уверен, что работа над повышением его эффективности будет продолжена.
Надо признать, что право каждого на мирные собрания при надлежащей регламентации его использования, бесспорно, один из сильных и эффективных методов непосредственного управления гражданами делами общества и государства в контексте ст. 33 Конституции РК.
Особенность мирных собраний в том, что в них принимает участие большое количество людей разного возраста, пола, местожительства, разных профессий и т.д. Это предполагает в целях их нормального проведения, а также исключения возможных негативных последствий, определенную зарегламентированность правсубъектности организаторов, участников этих акций и органов власти (субъективные права и юридические обязанности).
Надо полагать, данное обстоятельство принимают во внимание и международные документы о правах человека, имеющие универсальный характер.
Так, Всеобщая декларация прав человека 1948 года устанавливает право на мирные собрания в следующей редакции (п. 1 ст. 20):
«Каждый имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций».
Делегируя обеспечение этого права и установление каких-либо определенных видов мирных собраний народу, государству, национальному законодателю
Аналогично, ст. 21 Международного Пакта о гражданских и политических правах 1966 года (далее – МПГПП) (ратифицирован ЗРК от 28.11.2005 года) развивает это право в следующей редакции:
«Признается право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц».
То есть, в этой статье, также без указания на виды мирных собраний, вводятся определенные ограничения для реализации права каждого на мирные собрания.
Иначе говоря,
международное право и допускает, и одновременно ограничивает это универсальное позитивное право каждого
То есть, направляет национального законодателя в русло закрепления двоякого подхода к реализации данного права. Это право универсальное, позитивное и может быть реализовано каждым непосредственно, но при наличии указанных в нормах ст. 21 МПГПП обстоятельств, может быть ограничено, то есть не реализовано.
В принципе также понимает положения Всеобщей декларации прав человека, МПГПП и ст. 32 Конституции РК в следующей редакции:
«Граждане Республики Казахстан вправе мирно и без оружия собираться, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Пользование этим правом может ограничиваться законом в интересах государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья, защиты прав и свобод других лиц»
При сопоставлении ст. 20 Всеобщей декларации, ст. 21 МПГПП и ст. 32 Конституции РК видно, что первые два универсальных документа в области прав человека распространяют действие данного права на любого человека, в том числе иностранца и лица без гражданства. Конституция РК — только на гражданина Казахстана. И это вполне объяснимо.
Национальный законодатель здесь исходит из трех принципиальных положений Конституции.
Первое — действующее право Казахстана выражает юридический суверенитет государства, который понимается, как независимость во внешних отношениях, так и верховенство во внутренних делах.
Второе — иностранцы и лица без гражданства пользуются в Республике правами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан, если иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными договорамию
Третье — управлять делами своего государства, в том числе в форме мирных собраний, вправе только граждане Казахстана
Всеобщая декларация и МПГПП не указывают виды мирных собраний, отдавая их определение и виды во власть национального законодателя и это правильно.
Следуя этой логике, Конституция и проект закона, законодательно предусматривают их конкретно определенные, исторически сложившиеся и современные виды.
Проект закона воспроизводит положения Конституции и более того дает разъяснение понятию и каждому виду мирного собрания, чего нет в действующем законе
Примечательно, что в проекте ЗРК предпринята в целом удачная попытка определения ограничений на мирные собрания, которые в самом общем виде установлены МПГПП и Конституцией РК. Их введение будет означать, что при появлении подобных ситуаций, любое мирное собрание будет мотивированно запрещено.
В ходе работы над содержанием ограничений приняты во внимание так называемые Сиракузские принципы толкования ограничений и отступлений от положений МПГПП (документ ООН 1985 года) наряду с Йоханнесбургскими принципами 1995 года, которые признают продолжающуюся применимость Сиракузских принципов, относящихся к положениям Международного Пакта по гражданским и политическим правам, а также Парижским минимальным стандартам в отношении прав человека в чрезвычайных ситуациях.
В частности, в нормах проекта закона красной нитью реализованы идеи о том, что
толкование любых ограничений права на мирные собрания должно быть максимально конкретным
и любые сомнения должны решаться в пользу защиты рассматриваемых прав.
Не допускается произвольное применение ограничений этого права, а также предусмотрена возможность обжалования и эффективные средства правовой защиты от неправомерного введения или применения каждого из ограничений на мирные собрания и т.д.
С этой целью, приведенные в международном праве и Конституции РК ограничения на пользование этим правом, определенным образом раскрыты и через нормы иных законов Казахстана. Например, по вопросам национальной безопасности, чрезвычайного положения, деятельности правоохранительных органов, общественного порядка и т.д. Это источники действующего права, откуда рабочая группа также заимствовала определения либо уточнив их содержание, закрепила в новом законе.
Необходимо отметить, что работа над введением разумных ограничений на мирные собрания, обрела закрепление в проекте закона в виде мотивированных норм институтов отказа в проведении мирного собрания, его приостановления и прекращения. Это
архиважный вопрос, который придал завершенность правовой регламентации проекта закона о мирных собраниях
В контексте изложенного, немаловажно, что ряд вопросов, связанных с мирными собраниями, получил отражение в сопутствующем основному проекту законопроекте, которым вносятся изменения и дополнения в иные законодательные акты по этой теме.
Например, касательно реагирования властей, полиции на проведение разных видов несанкционированных мирных собраний, которые возникают в жизни спонтанно, внезапно и могут быть откликом населения на разные события в жизни общества и государства.
В целом над проектом ЗРК проведена основательная консолидированная, взаимосвязанная работа государственных органов, представителей научных юридических кругов, гражданского общества, депутатов Мажилиса Парламента. В ходе создания законопроекта осуществлялась глубокая проработка всех принципиальных рекомендаций, высказанных в разные периоды его обсуждения.
Объективный интерес общества и государства к проекту закона, несомненно, уже в ходе его реализации придаст мотивированность всем сторонам публичных акций к обеспечению права на мирные собрания, а также их законному и обоснованному применению.
Полагаю, что в ходе реализации норм нового закона, Министерством информации и общественного развития во взаимодействии с иными субъектами права, будет проводиться постоянный и последовательный мониторинг его правоприменения, что позволит
оперативно реагировать на возможны пробелы в законе и продолжить работу над повышением его эффективности