Этот вариант намного либеральнее ранее предложенного правительством.
Новый вариант законопроекта о мирных собраниях сделает митинги самым обычным зрелищем для казахстанцев, считает Марат Башимов, директор Экспертного института Европейского права и прав человека.
Накануне его рассматривали в мажилисе, причем в рабочей группе были не только депутаты, но и представители гражданского сектора. Депутаты уверяют, что предложенный правительством вариант претерпел значительные изменения и стал намного либеральнее. Теперь законопроект отправляется в сенат.
Старый закон критиковали уже неоднократно. Башимов полагает, что новый будет «понятнее и демократичнее». Наиболее интересные моменты он прокомментировал на своей странице в Facebook.
Ранее о принимаемых поправках рассказал председатель рабочей группы, мажилисмен Канат Мусин.
Самая главная из них —
для проведения мирных собраний внедряется уведомительный порядок
Однако если это будет демонстрация или иное шествие, маршрут нужно будет согласовывать. А также ряд других сведений, например, наличие автотранспорта и так далее.
Нам хотят устроить революцию, но это никому не нужно — Султанов
Согласно законопроекту, для собраний должны отводиться специальные места. Их определят местные акиматы с соблюдением ряда требований.
— Предлагаемое законопроектом ограничение мест проведения мирных собраний является минимальным, — считает Мусин.
При этом
пикеты можно устраивать в любом месте, кроме тех, где это прямо запрещено законом
Например, у стратегических объектов. Полный список таких мест внесли в законопроект.
— Особо хочется отметить, что ни одного государственного органа, включая парламент и правительство, в этом перечне нет, — подчеркнул Мусин.
Есть перечень обстоятельств, по которым в проведении мирного собрания могут отказать. Все они содержатся в одной из статей законопроекта, и
никакие другие обстоятельства не могут повлечь за собой запрета на мирное собрание
— Депутаты Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе поддержали поправки рабочей группы. Законопроект выносится на второе чтение, — резюмировал Мусин.
Марат Башимов также был членом рабочей группы. Комментируя поправки, он подчеркнул, что прежний закон 1995 года устарел, поэтому неудивительно, что им возмущаются. Недочетов и пробелов много. Но в новом варианте это постарались учесть и исправить.
— Закон о мирных собраниях предложил президент Касым-Жомарт Токаев с его концепцией «слышащего государства» на заседании Национального совета общественного доверия. Не предложи его президент, не было бы и нового демократического регулирования. Сколько бы ни говорили, скоро примут новый закон, и многие проблемные вопросы уйдут в небытие. Все станет на порядок легче и доступнее, безопаснее и удобнее.
Привычными и обычными для всех станут митинги
И время это покажет, — считает Башимов.
Токаев пообещал разрешить проведение демонстраций
Юрист полагает, что поджимает и время, поскольку неизвестно, сколько продлится пандемия. Если новый закон не принять сейчас, «он может быть принят только осенью 2020 или в 2021 гг.». А до тех пор так и будем продолжать жить но закону 95 года.
— Рабочая группа провела, надо сказать объективно и честно, свою конструктивную и плодотворную работу. И на самом деле сложную. Каждый день обсуждали правовые нормы. Думаю, что
это одно из новых веяний, когда «вдоволь» давали высказываться представителям гражданского общества
До этого все-таки они оставались на втором плане, — подчеркнул Башимов.
Он считает, что законопроект соответствует международным стандартам.
— В частности, в 21 статье Международного Пакта о гражданских и политических правах, поскольку обеспечивается самое главное — право на волеизъявление.
Предлагаемые меры не оказывали влияние на выражение мнений, а также обеспечивали защиту прав всех участников. Ведь статья 21 гласит: «Признается право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц», — отметил он.
Башимов сослался на международных экспертов и представителей международных организаций, которые указывали, что «законопроект долго и всесторонне обсуждался практически на всех площадках».
Предложенный правительством вариант претерпел значительные изменения,
и новый проект стал очень либеральным, утверждает эксперт.
Также он перечислил наиболее, на его взгляд, интересные моменты. Сроки уведомления о митингах сократили с 15 до 5 суток.
Специализированные места для мирных собраний должны:
— Кроме того, для прозрачности и объективности информации о наличии и занятости специализированных мест были инициированы поправки, согласно которым акимат будет обязан размещать на своем интернет-ресурсе перечень таких мест и информацию об их занятости, — сообщил Башимов.
При этом
если ответа местного исполнительного органа на уведомление нет, оно будет считаться согласованным по умолчанию
Правда, на демонстрации и другие шествия эта норма не распространяется.
— Это правильно. Перекрывать улицы, тем самым нарушая права других лиц — водителей, пешеходов и т. д. — без согласования нельзя. Здесь по Конституции и международным пактам существует принцип —
осуществление твоих прав, в данном случае права на митинги, не должно ущемлять права других лиц,
то есть водителей, пешеходов и т. д. То есть твои права заканчиваются там, где начинаются права других лиц, — считает Башимов.
Как проходят митинги в разных странах мира?
Также четко обозначены основания прекращения мирных собраний. Например, реальная угроза для жизни и здоровья граждан, общественному порядку и общественной безопасности, причинения ущерба имуществу,
в том числе в результате превышения нормы предельной заполняемости специализированного места
— Теперь стало все понятнее и демократичнее. В первую очередь для применения. Так что прогрессивное движение вперед есть, и это хорошо. Думается, что после отмены чрезвычайного положения новое правовое регулирование облегчит многие нынешние проблемные вопросы по свободе выражения своих мнений, — резюмировал Башимов.