Мировая добыча нефти сократится на 10%. Но это недостаточно даже для того, чтобы цены хоть немного выросли.
К концу первой декады апреля три крупнейшие нефтедобывающие страны мира (Саудовская Аравия, США и Россия) подошли не в лучшем состоянии. Резкое падение цен на нефть, снижение деловой активности во всех секторах экономики привели к сокращению спроса на сырье. Переполненные нефтехранилища оказались лучшим индикатором того, что отрасль испытывает серьезные проблемы.
Один из крупнейших производителей сланцевой нефти в США, компания Continental Resources переживает не лучшие времена – за 3 месяца акции подешевели на 73%. На днях компания сообщила, что в апреле и мае сократит добычу примерно на 30%. Главная причина – ее просто некому продавать в прежних объемах. Это стало отражением общей тенденции в отрасли. За неделю с 28 марта по 3 апреля добыча нефти в США рухнула на 600 тыс. баррелей в сутки — до 12,4 млн б/с.
Россия столкнулась с резким падением цен на свою нефть. Urals 6 апреля торговался в Европе по 17,5 долларов. Еще хуже ситуация с поставками в Азию: сорт Sokol, который добывается на Сахалине и в начале года продавался на 9 долларов дороже эталонной марки Dubai, теперь стоит на 8 долларов дешевле. Ее нынешняя цена продажи менее 12 долларов.
Саудовская Аравия, бюджет которой сильнее всего зависит от цен на нефть, решила залить Европу нефтью – из без того дешевое сырье они предлагают клиентам со скидкой в 6-10 долларов. Такой демпинг выдерживают не все, да и самим саудитам он ощутимо бьет по карману.
Впрочем, кризис – это и время для новых возможностей. Контролируемый наследным принцем Саудовской Аравии Мохаммедом бен Салманом государственный инвестфонд PIF купил пакеты сразу в четырех европейских нефтедобывающих компаниях. На покупку доли в норвежской Equinor, англо-голландской Royal Dutch Shell, французской Total и итальянской Eni ушел 1 млрд долларов – саудиты явно рассчитывают на рост котировок.
В России ситуация на нефтяном рынке стала поводом не столько для инвестиций, сколько для спекуляций. На Московский бирже неизвестный трейдер за три дня скупил огромное количество фьючерсов, тем самым сделав ставку на рост цен на «черное золото» — общий объем составил 32 млрд рублей. Это примерно половина от тех средств, что потрачены саудитами на выкуп долей в нефтяных компаниях.
Все эти события происходили на фоне ожидания встречи представителей крупнейших добывающих стран мира, где, как ожидалось, будет принято решение по сокращению добычи нефти в мире. Новое соглашение, как ожидалось, придет на смену развалившемуся ОПЕК+, однако будет иметь принципиальные отличия:
9 апреля долгожданная встреча прошла в формате видеоконференции. Подробностей переговоров было немного, но главный итог стал известен практически сразу: Россия и Саудовская Аравия договорились о том, что добыча будет сокращена на 15-20 млн баррелей в день. И это при том, что сейчас во всем мире ежедневно добывается около 100 млн баррелей.
Это подняло цены на нефть, однако довольно быстро у участников рынка стали возникать новые вопросы:
Пока эти моменты оставались не проясненными, цена на нефть постепенно откатилась назад. А потом появилась новость, что Мексика отказывается принимать условия соглашения, а потому переговоры, по сути, заканчиваются нечем.
Утром 10 апреля Министерство энергетики Казахстана опубликовало сообщение, что «не теряет надежды, что в будущем консенсус о коллективном сокращении добычи нефти будет достигнут. А это, в свою очередь, положительно отразится на нефтяной индустрии». Ведомство сообщило, что Казахстан готов сократить добычу. Впрочем, сокращения все равно не избежать – оно предусмотрено даже в уточненных прогнозах на 2020 год
Похожие заявления сделали представители еще нескольких стран. Все шло к тому, что в этот день пройдет новый тяжелый раунд переговоров.
Но неожиданно ОПЕК опубликовал итоговый документ сделки, из которого следует, что все решения уже приняты. Участники согласились сократить добычу суммарно на 10 млн б/с на два месяца — с 1 мая по 30 июня. В следующие полгода сокращение составит 8 млн баррелей, затем еще 16 месяцев – 6 млн.
Таким образом, ограничения продлятся до мая 2022 года. При этом к сделке не присоединились США. Одна из трех ведущих нефтедобывающих держав, видимо, ограничится естественным (из-за цены на нефть) сокращением добычи. Судьба сокращения добычи странами вне ОПЕК+ будет решаться на сегодняшнем совещании министров энергетики стран G20.
Эксперты оценивают сделку как поражение России. Месяц назад РФ отказалась от продления ОПЕК+, так как то соглашение поддерживало цены на уровне, приемлемом для американских сланцевиков, и мешало российским нефтяникам выходить на новый уровень.
Но за это время не удалось ни уничтожить сланцевую нефть (оказалось, что им легко консервировать скважины – это почему-то раньше не учитывалось), ни поставить на место саудитов (более того, Россия уступила им значительную часть рынка Западной Европы). Зато компании уже потеряли миллиарды долларов, возместить которые будет очень непросто. И в отличие от саудитов, россияне не воспользовались низкими ценами на нефть и дешевыми акциями мировых компаний: стратегически важных сделок за это время так и не произошло.
Новая сделка подписана на условиях Саудовской Аравии и США, которые не согласились даже на символические уступки. При этом в целом она прошла по сценарию, который и продвигал Дональд Трамп: все вокруг сокращают добычу исходя из условий сделки, тогда как США вольны наращивать ее в любой момент.
При этом сокращение мировой добычи на 10% — это значимо, но тем не менее недостаточно для стабилизации ситуации на мировом рынке. По оценкам экспертов, ежедневно в мире добывается на 20/25/30 млн баррелей (в зависимости от оценок) больше, чем используется. Свободной, то есть фактически ненужной, нефти, сейчас очень много. И ее количество будет расти, хотя благодаря новому соглашению и чуть меньшими темпами. Такая ситуация продлится до тех пока, пока экономика не начнет восстанавливаться после эпидемии коронавируса: только когда заработают все заводы, взлетят все самолеты и выедут из гаражей все автомобили, тогда спрос на нефть окажется на уровне ее добычи. Но не раньше.
Собственно, поэтому решение о сокращении добычи практически никак не отразилось на ценах. Стоимость Brent составляет менее 32 долларов за баррель. На этом уровне этот сорт торговался и до того, как начались переговоры.