Бауржан Жакенов поделился своей историей, как возвращался на родину из Грузии вместе с супругой и маленькими детьми.
— Я сам живу в городе Нур-Султан. Мы с супругой давно планировали посвятить этот год укреплению здоровья, так что еще до нового года приобрели путевки в Грузию, на минеральные источники в Боржоми. Тогда и речи не было о распространении коронавируса и в нашей стране еще не были выявлены случаи заражения. Вылетели 8 марта, сам отдых был отличным. Но никто не ожидал такого масштабного и быстрого развития ситуации.
— Какие были ваши действия в тот момент? Много ли казахстанцев находилось в Боржоми?
— Мы позвонили в авиакомпанию, где нас уверяли, что проблем быть не должно, и мы легко вернемся домой. Однако далее последовало решение властей о введении карантина в Нур-Султане. Конечно, мы начали еще больше переживать.
В нашем отеле было около 40 наших граждан, а если точнее, в общем в Боржоми находились 43 казахстанца, не считая Тбилиси и других городов. 18 марта мы все собрались в отеле, подготовили письмо в Посольство РК в Грузии и подали списки с просьбой эвакуировать нас. На тот момент все рейсы как в Нур-Султан, так и в Алматы уже были отменены.
Тогда я даже не ожидал от наших властей, что они так оперативно сработают. Я искренне благодарен работникам посольства
20 числа мы уже летели домой. Хотя когда мы самостоятельно звонили в авиакомпании, нас заверяли, что все рейсы отменены и они вряд ли смогут помочь.
Меня больше всего поражал тот факт, что когда мы обращались в службу экстренной помощи, они утверждали, насколько я понял, что без наличия туркода не обязаны нам помогать. То есть получалось, что люди, у кого не было туркодов, оказались не защищены. Это еще больше напрягало ситуацию.
В итоге 20 числа наше посольство совместно с авиакомпанией организовали рейс до Алматы и далее для тех, кому надо было до Нур-Султана.
— Как вы можете описать обстановку на тот период?
— Перед вылетом в Казахстан вводили карантин и в Грузии, поэтому была большая проблема с отелями и пунктам питания, все закрывалось. Даже по дороге в аэропорт нам негде было пообедать. Я сильно переживал, так как нес ответственность не только за себя, но и за свою семью. При этом нас таких было 43 человека, и среди них пожилые люди и дети. У всех был страх – что будет дальше?
— Как вы оцениваете применяемые меры проверки пассажиров по вашему прилету в Казахстан?
— Нас проверяли как в Грузии, так и в Казахстане, на борту все заполняли декларацию. У нас был тройной контроль. Когда приземлились, в самолет зашли работники в спецодежде и замерили у всех пассажиров температуру. При выходе из аэропорта тоже проверяли температуру.
— Что вы сейчас ощущаете? Изменились ли взгляды на определенные вещи?
— Все мы сейчас активно читаем и смотрим новостные порталы как в интернете, так и в СМИ, и понимаем, что это ситуация в корне поменяет наше восприятие жизни.
Надеюсь, что потребительское отношение людей ко всему будет переосмыслено. Возможно, это наивно, но мне кажется, это ожидаемо, кризис заставит!
Я положительно отношусь к своевременным действиям наших властей и введению карантина. Это необходимо. А то, не дай Бог, произойдет коллапс в здравоохранении. И если мы не будем справляться с потоком пациентов, наверное это будет гуманитарный кризис.