Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Казахстан и ОПЕК+: нефтяникам может потребоваться солидная господдержка – эксперт

1353

Итоги I квартала 2020 г. демонстрируют неутешительные результаты. Текущий год может оказаться самым драматичным в истории мировой экономики, затмив времена Великой депрессии. Беспрецедентное наслоение дестабилизирующих факторов разрушает годами выстраиваемый торговый баланс. Особенно наглядно это видно на примере рынка энергоносителей.

Исходя из имеющихся прогнозов, II квартал 2020 станет худшим за всю историю международных рынков нефти. Катастрофическое падение спроса на 20 млн баррелей в день ожидается по итогам апреля. Тем самым будет поставлен новый глобальный антирекорд.

Прогнозы без намека на позитив

Согласно апрельскому докладу ОПЕК, в этом году не только не ожидается роста мирового спроса на нефть, но прогнозируются рекордные показатели его падения. Примерно на 6,9 млн б/д по итогам года. При этом глубина падения в ближайшие три месяца составит 12 млн б/д.

Еще более пессимистичные прогнозы представило Международное энергетическое агентство. Здесь ожидают падения спроса на нефть в 2020 на рекордные 9,3 млн б/д., в апреле — на 29 млн б/д.

Учитывая темпы распространения коронавирусной инфекции, риски дальнейшего снижения спроса на энергоносители остаются значительными.

По мере поступления новых данных с эпидемиологического фронта соответствующие прогнозные оценки также будут корректироваться

Апрель 2020 запомнится и еще одним историческим событием — в преддверии истечения срока майских фьючерсных контрактов стоимость североамериканской нефти марки WTI перешла в зону отрицательных значений.

Так, цена майских фьючерсов на нефть WTI рухнула почти на 300%, опустившись до $37,63 за баррель. Столь резкое падение отразилось и на июньских фьючерсах Brent, которые некоторое время торговались ниже $16 за баррель.

В настоящее время нефтяной рынок уже начал восстанавливаться. Стоимость североморской нефтяной смеси марки Brent выросла до $22,24 за баррель. Однако произошедший обвал стал прецедентом, способным повлиять на дальнейшее ценообразование на энергетических рынках. А они вступили в период беспрецедентной турбулентности.

«Новая нормальность»

Катастрофическое падение цен на WTI стало очередным этапом кризиса нефтяной индустрии. Хотя эксперты сходятся во мнении, что причины перехода стоимости к отрицательным значениям имеют «техническую» природу, повторение ситуации уже не выглядит фантастическим сценарием.

В частности, специалисты не исключают, что без серьезной корректировки ситуации на рынке обвал котировок может повториться. Спекулятивное давление на рынок будет усиливаться по мере приближения июньских контрактов к дате истечения срока.

Согласно оценке Управления по энергетической информации министерства энергетики США,

низкая ликвидность активов и переполненность хранилищ в Кушинге стали основной причиной перехода стоимости в «минус»

Показатели американской статистики по заполняемости стратегических нефтехранилищ уже давно вызывают опасения. Проблема дефицита свободного места в нефтехранилище в Кушинге (штат Оклахома) ставит под вопрос функционирование отрасли по добыче сланцевой нефти в США. Учитывая заявление президента Трампа о намерении заполнить нефтяные резервы страны по «правильной цене», панические настроения на рынке только усиливались.

В итоге сложилась ситуация, при которой трейдеры на момент экспирации сделок начали перепродавать купленные ранее майский фьючерс WTI, чтобы не принимать обязательства забрать нефть из хранилища в Кушинге. Однако хеджеры не стали выкупать ранее проданные фьючерсы, что традиционно происходит перед истечением срока контрактов. В результате трейдеры посчитали, что доплатить за «избавление» от майских фьючерсов окажется менее накладным, чем официально признать срыв сделки.

Такая модель наглядно демонстрирует спекулятивную составляющую торгов

Отрицательное ценообразование противоречит экономическому смыслу, так как фактически делает нефть «ненужным» товаром. Подобная логика указывает на расшатывание фундаментальных основ нефтяного рынка и актуализирует потребность в его перестройке.

Поможет ли ОПЕК+?

Еще до того, как страны ОПЕК и не-ОПЕК, а точнее, Саудовская Аравия и Россия, согласились возобновить сделку по сокращению объемов нефтедобычи, трейдеры весьма оптимистично оценивали возможности нового соглашения повлиять на нефтяные котировки. И вот спустя месяц «ценовой войны» лидеры ОПЕК+ вновь сели за стол переговоров и пришли к договоренностям. Однако реакция рынка на историческую сделку разочаровала.

Финальные объемы снижения восстановленного соглашения ОПЕК+ составили 9,7 млн б/с в рамках первой глубокой фазы сокращений добычи. С начала июля 2020 объемы производства будут частично восстановлены и сокращение ограничится 7,7 млн б/с. В 2021 квота будет ограничена 5,8 млн б/с.

Участники ОПЕК+ договорились контролировать рынок энергоресурсов вплоть до апреля 2022

Как мы видим, ключевым разочарованием сделки для рынка стала недостаточность объемов сокращения. Итоговые договоренности государств-участниц ОПЕК+ не указывали на то, что другие крупные нефтедобывающие страны присоединятся к снижению производства углеводородов. Однако изначально предполагалось, что в рамках диалога стран «G20» удастся добиться согласия США, Канады, Норвегии и Бразилии официально взять на себя обязательства по снижению добычи.

В итоге сделка ОПЕК+ не покрывает избытка предложения нефти не рынках. Вместо гарантированного снижения объемов производства на 15-20 млн б/д обязательное сокращение произойдет лишь на 9,7 млн. Остальные объемы, возможно, будут обеспечены за счет естественного спада добычи.

Факторы давления на рынок

Безусловным положительным результатом заключения новой сделки ОПЕК+ является приостановление темпов заполнения нефтехранилищ. Однако даже при условии полного соблюдения всех пунктов сделки нефтехранилища все равно полностью заполнятся в ближайшие месяцы. Излишек созданных запасов уже приводит к негативному давлению на рынки. Это наглядно продемонстрировал «инцидент» с отрицательной котировкой WTI.

Избежать коллапса нефтяной индустрии удастся в случае положительной динамики снятия карантинных ограничений,

а также восстановления экономической активности в эпицентрах эпидемии COVID-19 — в США и Европе.

Помимо этого, существует шанс, что темпы естественного падения производства в США, Канаде, Бразилии и Норвегии «синхронизируются» с мерами в рамках сделки ОПЕК+. В данном контексте многое будет зависеть от политики Вашингтона.

Согласно последнему докладу министерства энергетики США, производство нефти в стране продолжает падать третью неделю подряд. Снижение составило уже 0,8 млн б/д. Однако масштабов сокращения все еще недостаточно. Все больше усиливается потребность в том, чтобы обойти национальное законодательство о запрете регулирования нефтяного рынка.

Так, в частности, появилось предложение о производстве «виртуальной» нефти. Министерство энергетики США предложит местным производителям нефти продать 365 млн баррелей, которые станут частью национального нефтяного резерва, однако добываться они не будут, а производство будет заморожено. Все доходы от последующей продажи сырья после восстановления добычи пойдут на счет государства. Таким образом, США смогут на срок до шести месяцев убрать с рынка до 2 млн б/д.

Глубокие сомнения

Подобное резервирование будет иметь ограничительные рамки, так как объемы нефти в стратегических хранилищах не могут превышать 1 млрд баррелей. А также потребует согласования Конгресса. Однако сам факт «обнаружения» возможности государственного влияния на уровень добычи в США уже весьма показателен.

В настоящее время в нефтедобывающих регионах США, в частности в штате Техас, идет обсуждение вопроса регулирования добычи. Речь может идти о том, чтобы снизить добычу нефти почти на 1 млн б/д, если остальные добывающие провинции дополнительно сократят 4 млн б/д.

Однако усилия США не окажут должного эффекта, если Саудовская Аравия продолжит борьбу за передел нефтяного рынка. Эр-Рияд намеренно несколько раз откладывал публикацию майских цен на нефть Saudi Aramco. Когда же стало понятно, что эффект от заключенной с Москвой сделки остается минимальным, было решено продолжить применять политику скидок. Для азиатского рынка и рынка стран южной Европы скидки были даже увеличены.

«Агрессивные» действия Saudi Aramco уже привели к вытеснению российских углеводородов с рынка Польши. Более того, компания скупает акции мировых акции европейских нефтяных гигантов (Equinor, Royal Dutch Shell, Total и Eni). Подобные демонстративные шаги Саудовской Аравии посылают энергетическому рынку противоречивые сигналы.

Очевидно, что

«ценовая война» еще далека от завершения

В подобных обстоятельствах не исключен сценарий, при котором в качестве «ответной» меры российская сторона будет несколько затягивать с практической реализацией планов по сокращению добычи углеводородов.

Анализ последствий снижения производства до 8,5 млн б/с показывает, что российской нефтяной отрасли может быть нанесен непоправимый урон. Убрав с рынка 23% добываемой нефти, восполнить такие потери в краткосрочной перспективе не удастся, если удастся вообще. В ближайшие два года все силы отрасли будут направлены на восстановительные работы при резком сокращении инвестиций в освоение новых месторождений.

Как результат, сомнения в том, что техническая часть сделки ОПЕК+ будет выполнены в соответствии с графиком, продолжают расти.

Майский расклад

За оставшиеся дни до вступления новой сделки ОПЕК+ в силу, стороны продолжают заявлять о приверженности выполнять возложенные на них обязательства по сокращению производства. Однако фактически сокращать объемы никто не начал. Официально сделка ОПЕК+ начнет действовать только с 1 мая 2020 г. До этого времени еще существует возможность нарастить добычу, приберегая сырье для экспортных операций, когда цены вновь начнут расти.

В текущих условиях не стоит ожидать, что в краткосрочной перспективе цены на энергоносители резко пойдут вверх. Как уже неоднократно высказывались эксперты, сделка ОПЕК+ вероятно уже отыграла свой максимум и дальнейшее восстановление на мировых рынках нефти последует только к III кварталу 2020 г. При условии, что пандемия коронавируса отступит.

Однако нельзя недооценивать значимость нового соглашения. Если страны-участницы сделки не сохранят стимулы для ее реализации, пусть даже в неполном формате, последствия для мировой экономики могут быть непредсказуемыми.

Тот факт, что сокращение добычи будет коллективным и контролируемым, не дает ситуации усугубиться

При этом изначальная суть договоренности, безусловно, трансформировалась. В первую очередь стало важным снизить предложение на рынке и уже потом поддержать нефтяные котировки, а не наоборот.

Однако колебания нефтяных котировок до отрицательных значений четко показали, что рынок находится в кризисе. На повестке дня актуализируется вопрос досрочного начала сокращения производства нефти странами ОПЕК+ и другими нефтедобывающими государствами.

Не исключено, что дальнейшие обвалы до отрицательных значений будут продолжаться, пока производители не примут новых решений по снижению добычи. В качестве варианта может быть предложено продлить период глубокого сокращения углеводородов.

ОПЕК+ и Казахстан

Казахстан изначально поддержал предложение о сокращении добычи в рамках сделки ОПЕК+. Министерство энергетики РК прорабатывает вопрос о снижении добычи на 390 тыс. б/д от базового уровня.

Собственно, еще до решения лидеров ОПЕК+ возобновить сделку

Казахстан уже скорректировал свою нефтяную стратегию

В стране были снижены плановые объемы добычи углеводородов с 90 до 86 млн тонн, а также сверстан уточненный бюджет исходя из стоимости нефти $20 за баррель.

Однако согласившись с мерами в рамках новой сделки ОПЕК+, снижение нефтедобычи в республике составит дополнительные 1,5 млн тонн (до 84,5 млн тонн). Подобные показатели, безусловно, будут сдерживать нефтегазовую отрасль страны. По итогам I квартала 2020 объем добычи нефти составил 23,6 млн тонн. Это на 2,7% больше аналогичного показателя в прошлом году.

Как и в период действия предыдущего соглашения стран ОПЕК и не-ОПЕК будет нерационально снижать объемы добычи на крупнейших месторождениях страны — Тенгизе, Карачаганаке и Кашагане. В подобных условиях под ударом окажутся более зрелые месторождения, пик продуктивности которых уже пройден.

Снижение производства станет новым вызовом для отечественной нефтегазовой индустрии. Уже сейчас согласовываются комплексные планы мероприятий по сохранению рабочих мест и перетоку сотрудников нефтедобывающих и нефтесервисных компаний.

Следует отметить, что из-за неблагоприятной внешней конъюнктуры добывающая отрасль Казахстана будет нуждаться в дополнительной поддержке. Ее размеры во многом будут зависеть от успешности реализации сделки ОПЕК+.

Лидия Пархомчик, эксперт ИМЭП при Фонде Первого Президента РК

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter