Прогнозы по-прежнему негативные — мир ждет вторая Великая Депрессия.
В ночь с 20 на 21 апреля на нефтяных биржах случился беспрецедентный обвал. Цена на майские фьючерсы марки WTI (североамериканская или техасская нефть) достигла отрицательных значений. Это значит, что продавец еще и доплатит покупателю, чтобы тот забрал нефть.
Нефть подешевела на 300 (триста!) процентов, торги закрылись на отметке в минус 37,63 доллара за баррель. 21 апреля, когда истек майский фьючерс, цена снова вернулась к положительным значениям. Однако скачок успел отразиться на всем рынке, включая Brent, которая торговалась ниже 20 долларов.
Данияр Джумекенов, аналитик Wall Street Invest Partners, рассказал, что «позывы» были чуть раньше. Еще в конце марта отдельные американские производители, добывающие нефть в труднодоступных регионах, были готовы отдать ее бесплатно любому, кто бы разгрузил их хранилища. Это позволило бы компании не останавливать работу.
— Дело в том, что из-за серьезного падения спроса на топливо из-за ввода карантинных мер хранилища страны оказались переполнены. Трейдеры ищут любые доступные места для хранения сырья. Так, например, танкеры сейчас заполняются в пять раз быстрее, чем в 2015 году, когда тоже наблюдался излишек. В 2020 году в этих целях используют любые доступные суда: в ближайшие недели объем нефти, складированный в море, может превысить 100 млн баррелей — такого раньше никогда не было, — сказал он.
Почему Россия не пускает казахстанскую нефть в Беларусь?
Места в стратегическом резерве США SPR тоже надолго не хватит: если пополнять его на 14 млн баррелей в неделю, полностью оно заполнится уже к середине июня.
Поскольку вывозить нефть некуда, нужно было «скинуть» фьючерсы любой ценой. Вот дело и дошло до «выплат покупателям», в чем фактически и заключаются отрицательные значения.
В результате напрягся весь нефтяной рынок.
Стало понятно, что даже в условиях низкого спроса американские компании не желают снижать активность
— К данному моменту стоимость Brent снизилась до минимальных значений марта — 22,50 долларов за баррель, растеряв весь прирост, произошедший на ожиданиях сделки ОПЕК+.
Проблема низкого глобального спроса продолжит оказывать влияние в ближайшей перспективе. По прогнозам МЭА, в апреле он должен сократиться на 29 млн баррелей в сутки, после чего начнется постепенное восстановление. В отсутствии позитива нефть вполне может подешеветь до 20 долларов за баррель, — считает Джумекенов.
Естественно, произошедшее «давит» на все валюты сырьевых стран. Джумекенов полагает, что в ближайшей перспективе курс тенге будет в диапазоне 430-435, а курс рубля — 76-78 за доллар.
Вячеслав Додонов, главный научный сотрудник КИСИ, тоже отметил, что обвал оказался беспрецедентным.
— Такого не было с 1983 года, когда на Нью-Йоркской бирже ввели сам инструмент фьючерса
Эта уникальная ситуация сложилась из-за того, что был последний день торговли майским фьючерсом. И оказалось, что закрыть его нельзя никак, кроме снижения цены до минимально возможных уровней. Вот она и ушла на отрицательные значения, — сказал Додонов.
Однако экономист добавил, что ситуация эта уникальна только для рынка нефти. На других подобное случалось и раньше, называется это «corner» (угол) — когда продавцу любой ценой нужно избавиться от фьючерсов. Причем только от майских и в последний день торгов.
По июньскому хоть и произошло снижение процентов на 10-11, но никакой катастрофы не было
А избавляться от них потребовалось, потому что не оказалось места для хранения. По неким причинам ряд нефтяных компаний в Северной Америке не могут прекратить добычу.
— Свободные емкости каждый день стремительно тают. Значительная часть танкерного флота используется не для перевозки нефти куда-нибудь, а просто для ее хранения. Некоторые даже хранят ее в трубопроводах. В основном такая ситуация наблюдается в Северной Америке, где сланцевая революция «пожирает своих детей». Были случаи уже и не на фьючерсном рынке, когда нефтяные компании доплачивали покупателям, чтобы те забрали нефть, — отметил Додонов.
Сланцевая революция в США: рост добычи нефти или падение?
Поскольку все сегменты рынка связаны, ситуация с техасской нефтью напрямую влияет и на марку Brent.
— Но на нуле и тем более в отрицательных значениях Brent мы не увидим. Однако в целом ситуация нехорошая и прогнозы по-прежнему негативные. Полагаю, что мы еще увидим цены на Brent в районе 10-15 долларов. И надеюсь, что это будет годовой минимум. Помимо нефтяного рынка есть еще множество проблем. Все уже знают, что мировую экономику ожидает худший год со времен Великой депрессии. Об этом говорят все прогнозы, включая МВФ. То есть
будет кризис, которого мы при нашей жизни еще не видели