После кризиса коронавируса есть всего четыре сценария жизни мирового сообщества.
Издание The Guardian опубликовало статью заведующего кафедрой общественного здравоохранения в Университете Эдинбурга. Профессор Деви Шридхар изучил все существующие на данный момент прогнозные модели развития ситуации и пришел к неутешительному выводу.
По большому счету
есть всего четыре основных варианта противостояния коронавирусу в будущем. И самый идеальный — самый маловероятный
В альтернативной вселенной Китай быстро выявляет возбудителя нового вируса и практически мгновенно полностью закрывает границы. Тем самым удается предупредить выход вируса за границы страны.
Другие страны, в которых появляются редкие случаи заражения, быстро выявляют контакты инфицированных и изолируют потенциальных носителей. В целом по миру проводится компания всеобщего тестирования. Благодаря этой трехсторонней стратегии — тестирование, отслеживание, изоляция — искоренение нового вируса проходит успешно. Человечество спасено.
Коронавирус заберет 15 млн жизней, экономика мира просядет на $9 трлн — прогнозы экспертов
В действительности же Covid -19 избежал мер правительства Китая в области общественного здравоохранения и распространился по всему миру. В то время, пока другие правительства тянули с принятием кардинальных и жестких мер, он молча проникал в сообщества, заражая, госпитализируя и убивая.
Вирус удивительно опасен — он распространяется так же легко, как грипп, причем без видимых симптомов. По последним выкладкам ученых, примерно 5% заразившихся потребуется госпитализации. 30% из них окажутся в реанимации. По некоторым оценкам, 0,6-1,4% заболевших умрут.
Мы до сих пор не знаем, какой процент населения в мире уже подвергся воздействию КВИ. Без надежного теста на антитела, который мог бы определить, был ли у кого-то вирус и есть ли у него иммунитет, неясно, сколько сейчас бессимптомных носителей.
Роль детей в передаче также неясна: у них нет ни иммунитета, ни сильного поражения
Исходя из того, что можно узнать из опубликованного моделирования и ответов других стран на вирус, существует четыре возможных сценария, как это может закончиться.
Правительства стран забывают о политике и действуют согласованно. Все страны будут одновременно закрывать свои границы в течение обговоренного периода времени и проводить агрессивную кампанию по выявлению носителей вируса и предотвращению распространения. Кроме того, тестирование будет проводиться массово.
Такой вариант кажется маловероятным. Вирус распространяется агрессивно, а некоторые страны неохотно сотрудничают друг с другом. Он он может стать реалистичным по трем причинам:
Кстати, вариант такого подхода в настоящее время пытается внедрить Новая Зеландия. Страна закрыла границы, ввела в действие блокировку и развертывает массовое тестирование сообщества.
Этот сценарий представляется более вероятным. Но он основан на скором появлении эффективной вакцины. А в ожидании этого события страны будут пытаться задержать распространение вируса в течение следующих 12-18 месяцев путем периодических блокировок.
Органы здравоохранения должны будут заранее, недели за три, предвидеть, достаточно ли кроватей, оборудования и персонала для лечения инфицированных. Исходя из этого, правительства могут решить, следует ли ослабить или ужесточить карантинные меры.
Но этот сценарий далек от идеала. Системы здравоохранения все еще будут излишне перегружены, а экономические и социальные издержки блокировки населения высоки.
Повторные карантины могут привести к массовой безработице и социальным волнениям
В принципе мы уже сейчас наблюдаем это в США и Бразилии.
В более бедных странах умереть от изоляции могут больше людей, чем от самого вируса
Причины — недоедание, болезни, предупреждаемые с помощью вакцин, или обезвоживание в результате ограниченного доступа к чистой воде.
Наиболее вероятный сценарий мы как раз наблюдаем сейчас в Южной Корее. В ожидании вакцины там увеличили количество тестов, чтобы определить всех носителей вируса. Отслеживают людей, с которыми эти носители контактировали, и изолируют всех на срок до трех недель.
Такие меры подразумевают крупномасштабное планирование, быструю разработку приложения отслеживания контактов и тысячи добровольцев. Волонтеры помогают с дезинфекцией, обработкой результатов тестов и мониторингом карантина. Чтобы предотвратить распространение вируса и ослабить давление на системы здравоохранения, могут быть применены более смягченные меры физического дистанцирования.
При отсутствии жизнеспособной вакцины в обозримом будущем окончательный сценарий может включать управление Covid-19 путем лечения его симптомов, а не причин.
Работники здравоохранения могут назначать противовирусную терапию, которая предотвращает ухудшение состояния пациентов до такой степени, когда они нуждаются в интенсивной терапии. Или предотвращает их смерть при достижении критической фазы.
Еще лучшим решением будет использование профилактической терапии для предотвращения появления Covid-19 в сочетании с быстрым диагностическим тестированием для выявления инфицированных. В странах с ресурсами это может быть реальным подходом. Но для бедных государств такой подход будет сложным, если не невозможным.
На сегодня ясно одно — простого решения нет. Предстоящие месяцы будут связаны с хрупким балансом между интересами общественного здравоохранения, общества и экономики. При этом правительства будут больше полагаться друг на друга, чем когда-либо прежде.
В то время как половина успеха будет заключаться в разработке инструментов для лечения вируса — вакцины, противовирусной терапии и экспресс-диагностики, другая половина успеха заключается в производстве достаточного количества доз и их доступности для всех. Поскольку есть риски, что после появления вакцина может стать эксклюзивом — только для богатых.