Те, кто запомнил советское время в сознательном возрасте, наверняка помнят «бабушкины рецепты», о которых мы нынче и поговорим…
Выбор был, мягко говоря, невелик — кроме парацетамола, анальгина, горчичников и зеленки ничего особо и не было, а потому в дело шел целый арсенал народных средств.
При этом многие уверены, что именно кустарные средства, применяемые параллельно с немудреными советскими препаратами, помогали лучше дорогих современных лекарств. Какие же необычные средства использовали граждане Союза и насколько они были эффективны?
Оговоримся и сразу предупредим тех читателей, которые имеют медицинское образование или свято верят в целебные свойства использованной заварки: мы не претендуем на высокий уровень достоверности фактов и просто описываем свои ощущения, никому ничего не навязывая…
Нынешней молодежи сами банки, как и принцип их действия, покажутся странными. И это немудрено: ведь подобный способ лечения бронхитов почти уже канул в Лету. Сам процесс установки банок напоминал мистическое таинство, непременным атрибутом которого были алкоголь и… огонь.
Банки протирались изнутри спиртом или водкой, затем нагревались при помощи горящей ваты, нанизанной на вязальную спицу, и устанавливались на спину больному, предварительно смазанную вазелином или кремом. Когда десяток-другой банок оказывались на своих местах, страдальца накрывали одеялом и на время о нем забывали, отправляясь смотреть программу «Время».
Спустя полчаса банки со спины снимали, после чего на коже оставались характерные гематомы, говорящие о том, что все было сделано верно и захворавший находится на пути к выздоровлению. Вокруг ритуала ходило много слухов и баек — в частности, многие верили, что поставленная на позвоночник банка может привести к параличу…
В конце 90-х произошла некая никому непонятная антибаночная революция, и этот сомнительный, но очень красивый ритуальный способ лечения стали считать неэффективным. Впрочем, ходят слухи, что Адепты Стекла и Пламени еще существуют и до сих пор роняют горящую вату мученикам на спины и зловеще гремят стеклом.
Для этой процедуры брали вату или марлю, которую обильно пропитывали водкой или самогоном. Затем, накрыв куском полиэтилена, обвязывали вокруг шеи при помощи теплого платка — как правило, на ночь.
Больной должен был стоически вытерпеть эту манипуляцию до тех пор, пока мучители его не покинут. После этого пахнущий как заправский алкоголик компресс отправлялся под кровать, причем как можно глубже. Предвзято к такому лечению относились не только дети, но и вполне зрелые граждане.
Заснуть с шеей, обернутой мокрой и источающей спиртовые миазмы ватой, мог только хронический алкаш или больной в бессознательном состоянии. Нельзя исключить, что этот способ мог нанести серьезный удар по простуде и поставить человека на ноги за одну ночь, но рассказать об этом может только человек, который сумел вытерпеть экзекуцию.
Простой и очень творческий способ врачевания являлся практически панацеей. Йодную сетку рисовали на спине и груди при кашле, на любой части тела при ушибе и, разумеется, на филейной части тела после уколов. Способ считался проверенным, и все искреннее верили, что несколько перекрещивающихся желтых линий способны пронизать материю и воздействовать на источник болезни.
Сейчас, рассматривая таинство йодной росписи по телу через призму критического мышления, становится ясно, что помочь она могла лишь локально — например, в месте, безжалостно изрешеченном инъекциями. Но детям такое лечение нравилось, так как не подразумевало членовредительства и дискомфорта, а многие взрослые традиционно склонны были верить во все, что когда-то помогло сыну маминой знакомой.
Зеленку, или говоря по научному, бриллиантовый зеленый, до сих пор используют… Нет, не во всем мире, а только на постсоветском пространстве. Этот универсальный антисептический препарат, увы, не признан мировым медицинским сообществом и считается бесполезным. Но нашим организмам зеленка уж точно шла впрок — ею смазывали все, до чего только могли дотянуться руки, и все очень быстро выздоравливали. А вот от неё или просто так, история уже умалчивает.
Бриллиантовый зеленый использовали при ветряной оспе, порезах, ссадинах и во многих других случаях, когда точно неизвестно что нужно делать, но на всякий случай хочется что-то обработать. В основе жидкости лежит этиловый спирт, поэтому при ее попадании на поврежденную кожу чувствовалось серьезное жжение. Когда ребенку смазывали зеленкой открытую рану, было положено активно дуть на это место.
Советская зеленка надолго клеймила человека — смыть ее удавалось лишь спустя несколько дней. Выпускаемая сегодня зеленая водичка и в подметки ей не годится, так как она, кажется, даже отстирывается от одежды.
Значение комнатного алоэ в медицинской практике домашних лекарей переоценить невозможно. Это замечательное растение и на самом деле обладает массой полезных свойств, но его культ переходил всякие границы разумного. Перечисление того, как можно выпить, съесть, втереть или закапать алоэ в разные места и полости человеческого тела, наверняка заняло бы несколько полновесных фолиантов.
Трудно себе представить, сколько простодушных граждан союза отправились к праотцам, пытаясь излечить соком или мякотью алоэ онкологические заболевания, диабеты и прободные язвы. Но можно быть уверенным и в том, что множество советских граждан были исцелены чудодейственным суккулентом от сухости кожи, изжоги или прыщиков…
Человек, не прошедший через ингаляцию над отварным картофелем, наукой еще не описан. Медицинская технология, уходящая истоками в древность, до сих пор повсеместно используется там, где картофель можно купить дешевле, чем апельсины. Почему именно картошка, а не свекла, кукуруза или отварная телятина, мне вразумительно не ответил ни один человек, зато все уверены, что именно дыхание над раскаленными корнеплодами помогает при простудных заболеваниях.
Процедура ингаляции очень проста, но в ней есть нечто сакральное. В детстве потеть под покрывалом над кастрюлей было как минимум забавно, и малыши особо не сопротивлялись такому лечению. Многие совершенствовали метод и сооружали нечто вроде импровизированного ингалятора. Для этого нужна была крышка для кастрюли с отверстием и газета, свернутая в трубку, чтобы через нее аккуратно втягивать пар. Способ был более рискованным и менее приятным из-за риска ошпарить гортань при особо усердном вдохе.
Марганцовка, или правильнее перманганат калия, в СССР можно было встретить в каждой семье. Это химическое вещество активно использовалось для дезинфекции чего угодно и пользовалось спросом из-за невероятной экономичности. Из нескольких кристаллов марганцовки и ведра воды можно было получить то же ведро воды, но уже розового цвета и неприятным запахом.
Вода с марганцовкой сразу же приобретала целебные свойства и превращалась в универсальное средство от любых симптомов в желудке, пищеводе и кишечнике, которые домашние диагносты точно определяли как «отравление». Раствор марганцовки нужно было принимать внутрь — по мнению домашних целителей, это уничтожало в желудочно-кишечном тракте все болезнетворные микроорганизмы.
Вероятно, люди верили в избирательное действие раствора перманганата калия, который убивал лишь кишечную палочку, но не трогал представителей полезной микрофлоры. Кстати, пропорцию при изготовлении тошнотворного напитка подбирали на глаз, что сейчас кажется как минимум опрометчивым. Как бы там ни было, но житель СССР без вреда для здоровья мог залпом осушить литровую банку жидкости, имеющей как бледно-розовый, так и чуть ли не черный цвет.